Накануне юбилея Наталья Варлей вспомнила военное прошлое своего отца

Сергей Шакуров на Малой земле вновь почувствовал себя молодым

Накануне Дня Победы в Новороссийске показывают фильмы о Второй мировой войне и драматических судьбах нескольких поколений. Фестиваль под названием «Малая земля» неизбежно ассоциируется с именем Брежнева, а потому Сергея Шакурова, сыгравшего в одноименном сериале Сергея Снежкина Леонида Ильича, встречают как родного.  

Сергей Шакуров на Малой земле вновь почувствовал себя молодым
Наталья Варлей. Фото: пресс-служба фестиваля.

Сергею Шакурову в январе исполнилось 80 лет. В 2005-м он сыграл бывшего генсека, воевавшего на Малой земле, возглавлявшего политотдел 12-й армии. Экскурсоводы рассказывают, что Брежнев  был контужен, чем во многом  объясняются его проблемы с речью, ставшие неким мемом. Тонкая брошюрка «Малая земля», написанная от лица Леонида Ильича, в свое время была обязательна к прочтению для любого школьника. Сочинение генсека ставили в Малом театре и других театрах страны.  Но многие не доверяли написанному, считали,  что  небольшой кусок земли героизировали исключительно из-за Брежнева, а в его подвиги мало кто верил. Теперь, глядя на открытый  для обстрела пятачок, где полегло немало людей, мужественно державших оборону в течение 225 дней, понимаешь, какой ценой давалась победа. 

Сергей Шакуров приехал в Новороссийск сложным путем. Теперь добраться в южные города непросто. Аэропорты закрыты, и люди едут поездами с пересадками. Шакуров прилетел из Еревана в Сочи. Уже оттуда  он семь часов ехал по серпантину, говоря себе: «Только бы не заснуть, только бы не заснуть… Чтобы водитель не заснул». Только контроль – залог безопасности. В Новороссийске Шакуров отправился на рынок изучать жизнь, а заодно купил настоящей  клубники и  сала. Таксист с него  денег не взял, поскольку проиграл спор – не угадал возраст актера.  Он его вообще не узнал, но задал традиционный вопрос «Где  я вас видел?». В ответ услышал:  «В зоне». 80-летнему Шакурову таксист  на глазок дал  62 года, что подбодрило актера. Он действительно в отличной форме. На фестивале его отметили призом за вклад в кинематограф, как и Наталью Варлей, которая  22 июня отметит юбилей.

Будучи формально заслуженной артисткой России, она давно уже народная. Новороссийск навеял множество воспоминаний, связанных с отцом. «Мой папа был курсантом номер 2 первого набора военно-морского училища в Севастополе, - рассказала Наталья Варлей. -  Как только он его окончил,  сразу пошел на фронт. Папа награжден медалями за оборону Севастополя, Керчи и  Новороссийска. Мне показывали место, где высаживались морпехи, где  шли бои, в которых он принимал участие. Мой отец – коренной москвич, а мама – коренная ленинградка. Они познакомились на лейтенантском балу в Ленинграде». Наталья Варлей  представила свой главный фильм «Кавказская пленница», который, судя по всему, для нее как травма. В ее фильмографии  десятки картин, а вспоминают только фильм Гайдая да еще «Вий», где она сыграла Панночку. Была в ее биографии картина со сложной судьбой – «Ошибки юности» , снятые в 1978 году живущим ныне в США Борисом Фруминым. Фильм положили «полку» и только спустя десять лет показали  в Нью-Йорке и в «Особом взгляде» Каннского кинофестиваля. Свою последнюю роль сыграл в ней 24-летний Станислав Жданько, в смерти которого обвинили актрису Валентину Малявину. В «Ошибках юности» Варлей невероятная. Ее Зина живет в комнате, стены которой  оклеены газетой «Московский комсомолец». Она, то ли на счастье, то ли не беду, повстречает героя Жданько, и он скажет: «Зина очень хороший человек, очень, а я — фраер». Испортит ей жизнь или нет – сложно сказать. Каждому свое. Но судьба самой Варлей могла бы сложиться иначе, выйди этот фильм в срок. 

Кадр из фильма «Трамвай идет на фронт». Фото: пресс-служба фестиваля.

Мы живем в непростые времена. Кому-то все трын-трава,  и можно лихо петь «Мы на ваши санкции отвечаем танцами». Кто-то без дрожи не может смотреть на экран, напоминающий о трагедии Второй мировой, которая  в свете сегодняшних событий воспринимаются болезненно и остро. Уральский режиссер Андрей Титов представил документальную ленту «Испанскую кровь» о детях, привезенных в конце 1930-х в СССР из охваченной гражданской войной Испании всего лишь на лето. Но многие остались в России на всю жизнь. Им теперь под 90.  Как сказал режиссер, вся их жизнь прошла в России, но до сих пор им снится Испания и  говорят они с акцентом. Имена у них экзотические - Кончита, сразу несколько Кармен. Одна из героинь вспоминает суровые и «хрустящие» русские зимы, которых она так боялась когда-то. Испанские дети были в СССР на особом положении. В списке продуктов, которые им поставлялись в полуголодные годы, значились кофе и сыр, полагавшийся далеко не всем высокопоставленным военным. Целая дискуссия возникла тогда по поводу лягушек, которых ели дети, как это было принято у них дома. Советские начальники постановили не допускать впредь  такого питания. Одна из обрусевших испанок вспоминает, как горько плакала, узнав о гибели Зои Космодемьянской. Испанские дети постепенно становились советскими. И если их сверстники, отправленные на время во Францию и другие европейские страны, впоследствии вернулись домой, то из СССР на родину никого не отпустили. Только спустя годы многие встретились со своими матерями – античная трагедия.  

У Веры Инбер, уроженки Одессы, пережившей Великую Отечественную войну в блокадном Ленинграде, есть строки «Трамвай идет на фронт», давшие название фильму Андрея Егорова. А рассказывает он о том, чем был трамвай в дни блокады. Зимой 1941-го его движение пришлось остановить, но весной 42-го он вновь встал на рельсы. Из-за обстрелов остановки переносили, и ленинградцы узнавали об этом из объявлений. В трамваях перевозили грузы и раненых, коллекцию из Эрмитажа. Так что Рембранд ехал в трамвае с Ван Гогом и Рубенсом. Много важных свидетельств сохранили дневники писателя Всеволода Вишневского, хотя вести их запрещалось. Но он все равно это делал, и теперь его воспоминания бесценны. Блокадный город защищали русские и украинцы, люди самых разных национальностей, о чем сегодня важно говорить. 100-летняя Аглая Чернова, пережившая блокаду, вспоминает, что не было воды, отопления и что самое страшное – канализации, приходилось есть столярный клей и даже кошку,  о чем она вспоминает с содроганием.  Казалось бы,  известно уже столько страшных свидетельств войны, но каждое новое пробирает до костей.

Наталья Варлей.

«Билет на войну», снятый Юлией Клименко в 2021-м, производит теперь противоречивое впечатление. Он словно из другой реальности. Его герой - кинорежиссер Али Хамраев - едет в поезде в Вязьму, чтобы установить памятник на месте гибели отца, которого искал после войны всю свою жизнь. В другом поезде путешествуют писатель Андрей Геласимов и студенты Литинститута. Весь вечер они говорят о страхе войны, одном из самых сильнейших в России. Ребята фантазируют на тему, что было бы, если бы война осталась  не в прошлом, а была бы здесь и сейчас, и  этот поезд вез бы их на войну. Молоденькая студентка уверена,  что мы никогда не узнаем, что такое война  и что значит есть траву, когда нет другой еды. Много слов звучит о невозможности повторения  того, что было.  Ветеран Вадим Бобиков, переживший все ужасы войны, вспоминает не только о собственном опыте,  но рассказывает о 12-летней девочке Зое, работавшей у станка и игравшей в перерыве в куклы.  Современные реалии  наполняют  все это новыми смыслами, разбивая в пух и прах многие наши представления. 

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №28778 от 6 мая 2022

Заголовок в газете: «Кавказская пленница» как травма

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру