Картину «Над вечным покоем» Левитана показали с другого ракурса

В Тверской картинной галерее представили неожиданные работы передвижников

В Тверской картинной галерее открылась выставка «Передвижники», где представили редкие произведения художников второй половины ХIХ – начала ХХ веков из частных собраний. Для посетителей это шанс увидеть «незаезженные» работы хрестоматийных авторов, а также мастеров, чьи имена некогда гремели, но со временем были почти забыты. А еще это возможность по-новому взглянуть на художественное движение, которое когда-то произвело революцию в сложившейся академической системе, а ныне признано классикой. В картины Маковского, Крамского и Левитана вглядывался корреспондент «МК».

В Тверской картинной галерее представили неожиданные работы передвижников
Фото: Дмитрий Гражевич.

  В недавно отреставрированных залах Тверской картинной галереи собралось немало известных московских антикваров и коллекционеров, которые предоставили работы из личных коллекций для регионального проекта. Эти произведения редко показываются публично, к тому же многие из них связаны с тверской землей. О значении проекта говорит и тот факт, что открыли его губернатор региона Игорь Руденя, академик РАХ Сергей Оссовский и президент Международной конфедерации коллекционеров, антикваров и арт-дилеров Василий Бычков, выступивший инициатором выставки. Это уже седьмой региональный проект, организованный по принципу легендарных передвижников в разных городах России.

   В экспозиции – картины авторов, которых каждый знает со школьной скамьи: Боголюбов, Саврасов, Репин, Васнецов и др.  Но есть здесь и художники, входившие в круг передвижников, чьи имена сегодня не на слуху. Вот, например, Илья Галкин. Будущий художник родился в бедной семье и мальчиком был отдан родителями в ученье к сапожнику. В свободное время он рисовал, и однажды один из заказчиков обратив внимание на увлечение подмастерья, устроил его в рисовательную школу при Обществе поощрения художников. 

Губернатор Тверской области Игорь Руденя на открытие выставке передвижников. Фото: Дмитрий Гражевич.

Позже Галкин станет выдающимся портретистом и напишет с натуры многих членов императорской семьи. Его кисти, например, принадлежит церемониальный портрет Николая II. Больше века эта картина была скрыта от публики. В 1917 году художник Владислав Измайлович закрасил ее гуашью, чтобы спасти от уничтожения, а спустя несколько лет на обратной стороне нарисовал Ленина. Искусствоведы обнаружили портрет последнего императора лишь в 2013 году, а спустя еще три года он впервые был показан зрителям. На выставке в Твери Измайлович представлен работой «Рыбаки на Волхове» – Галкин увлекался охотой и рыбалкой и часто изображал подобные сюжеты. На этой картине перед нами – простые рыбаки, которые тянут невод из реки. Несмотря на то, что Галкин был вхож в высшие слои общества и принимал участие в выставках Академии художеств, он был близок и кругу передвижников, увлечен народническими темами. Здесь уместно напомнить, что история этого арт-движения началась со скандала, который назвали «Бунтом четырнадцати».

Работа Александра Маковского. Фото: Дмитрий Гражевич.

  Он разразился в 1863 году, когда 14 лучших выпускников Императорской академии художеств во главе с Иваном Крамским отказались от участия в конкурсе на большую золотую медаль. Это был демонстративный протест в ущерб себе, ведь победа в конкурсе давала возможность шесть лет за счет Академии жить в Италии и получать пенсию (говоря современным языком – стипендию). Как раз тогда Академия ввела новые правила, был взят курс на реформирование системы классического образования: претендентам из класса жанровой живописи разрешили свободно выбрать сюжет, а учащимися класса исторической живописи – нет. Художники возмутились и написали прошение с просьбой уравнять правила и дать возможность каждому право свободного выбора. Совет Академии художеств решил покарать выпускников за дерзость и вернуть старые правила: они должны были писать сюжеты на библейскую или античную тему. Несогласные отказались от участия в конкурсе и вышли из академии. О скандале было доложено императору Александру II, за участниками бунта был установлен негласный полицейский надзор. После исключения мастера организовали первую в России Артель художников и объединились в Товарищество, которое устраивало в регионах выставки реалистического искусства – народнические по своему духу. Советская историография трактовала это этапное в истории отечественного искусства событие как политическое выступление демократически настроенных интеллигентов. Однако все было несколько сложнее и не так плоско и схематично, как записано в учебниках.

Работа Владимира Маковского. Фото: Дмитрий Гражевич.

– Многие из художников, участвовавших в передвижных выставках Товарищества, параллельно показывали свои работы на академических смотрах. Причем те же самые, – рассказывает куратор проекта в Твери Александр Киселев. – Коровин, например, участвовал в нескольких выставках передвижников, а потом ушел. Однозначно лишь то, что Товарищество передвижных выставок – это первый творческий профсоюз и художественная бизнес-модель.

  Передвижные выставки действительно были экономически успешны и позволяли авторам зарабатывать, но часть средств они отдавали Товариществу – на содержание артели, материалы, кисти, краски, поездки. Управляли артелью и отбирать работы для выставок члены Товарищества, круг художников-экспонентов был намного шире и не все из них оставались довольны правилами объединения. Стать членом Товарищества было непросто. Со временем в арт-среде стало расти противоречивое отношение к артели, так что в 1901 году из ее состава в знак протеста вышло 11 художников. И все же с появлением передвижников реализм – тогда новаторское направление – стало модным и популярным. Живописцы писали реальную жизнь вместо далеких исторических сюжетов, что делало их искусство близким и понятным простым людям. Они-то и становились главными героями передвижников.

Работа Михаила Клодта "На Волге". Фото: Дмитрий Гражевич.

  Вот, например, пара интересных портретов, схожих по стилистике. Один написан Владимиром Маковским и изображает бывшего богослова в рваной куртке и потрепанных штанах. Второй создал его сын Александр Маковский, на картине – некая госпожа Л. Она в красном платке, чем несколько напоминает цыганку, стоит на фоне бескрайних просторов.

Эскиз к картине Исаака Левитана «Над вечным покоем». Фото: Дмитрий Гражевич.

Хотя, пожалуй, самый любопытный экспонат выставки – небольшой эскиз Исаака Левитана к легендарной картине «Над вечным покоем», который раньше никогда не показывали. Сама картина была написана как раз в Тверской губернии – в районе озер Островно и Удомля. Работа над полотном началась в 1893 году, закончил художник свое произведение к следующему году и сразу выставил его на передвижной выставке в Петербурге (22-й по счету). Там его приобрел Павел Третьяков. «Левитан сумел выразить впечатление какого-то мёртвого покоя, напоминающего идею смерти», – написал тогда о картине критик Владимир Чуйко.

Экспозиции проекта «Передвижники». Фото: Дмитрий Гражевич.

На эскизе мы видим собственно кладбище, которое есть и на хрестоматийном полотне. Только в одном из главных творений Левитана мы словно летим над храмом и кладбищем, расположенным близ него, а на эскизе можно рассмотреть место упокоения в деталях. Деревья, которые в работе «Над вечным покоем» показаны как небольшой перелесок, в эскизе кажутся непроходимым буреломом, беспросветным, темным. Зарисовка наглядно показывает творческий поиск автора в осмыслении вечного вопроса о жизни и смерти. Всего на выставке в Тверской галерее представлено более 40 работ, и у каждой своя интересная история.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру