В театре Станиславского закрыли балетный сезон «борьбой оленей»

Зрителям показали трехчастный гала-концерт

Оперные спектакли в Музыкальном театре им. Станиславского и Немировича-Данченко будут идти до самого конца июля, а вот балетная труппа уходит в отпуск. Трехчастным гала-концертом, получившим название «Программа № 1», балет МАМТа завершил свой сезон. Первым в «Программе № 1» показали балет «Призрачный бал» Дмитрия Брянцева.   

Зрителям показали трехчастный гала-концерт
Денис Дмитриев и Эрика Микиртичева в балете Дмитрия Брянцева “Призрачный бал” . Фото Карина Житкова, предоставлено пресс-службой МАМТ

Если б убитый в Праге 18 лет назад многолетний балетный худрук Музыкального театра Дмитрий Брянцев кроме этого балета вообще ничего не поставил, он бы и тогда остался в истории. Это бесспорная вершина его творчества. К 75-летию со дня рождения хореографа театр и должен был вернуть этот обожаемый артистами и зрителями спектакль на сцену.

Балет был уже объявлен на сборе труппы, как неожиданно всё изменилось: и на вечере, посвященном Дмитрию Брянцеву, что прошел на малой верхней сцене театра в феврале, показали лишь один дуэт из «Бала». Однако с приходом нового худрука Максима Севагина балет все-таки решили показать полностью на завершающем сезон гала-концерте.

Балет этот, как из зерна, произрос из «Романтического дуэта», который еще в 1987 году Дмитрий Брянцев, тогдашний худрук балета «Стасика», поставил на своих солистов Галину Крапивину и Владимира Петрунина. Через 7 лет к «Романтическому дуэту», который стал исполнялся в новом балете первым, он присовокупил еще четыре, и 1985 году в Театре Камерного балета в Санкт-Петербурге (он тогда возглавлял сразу два театра), состоялась премьера. Настолько успешная, что спустя три с половиной месяца хореограф перенес балет в Москву и за него, кстати, первый из хореографов, получил «Золотую маску». 

Создав фактически удачную кальку со шлягера известнейшего американского хореографа Джерома Роббинса «В ночи»), Брянцев ни в чем Роббинсу не только не проиграл, но создал абсолютно конгениальное творение. Увидев этот балет, Лоран Илер оценил его по достоинству и вернул в афишу 4 года назад, однако в репертуаре он задержался ненадолго, и вернулся только теперь. Надеемся, что окончательно.

Естественно новое возрождение спектакля артисты восприняли с воодушевлением, и были здесь в своей стихии. Все пять пар без всякого исключения (Ксения Шевцова и Георги Смилевсеки; Жанна Губанова и Алексей Любимов; Эрика Микиртичева и Денис Дмитриев; Наталья Сомова и Сергей Мануйлов; Оксана Кардаш и Иван Михалёв) проявили замечательное мастерство, уловили стиль, создали выразительный, почти прозрачный, акварельный рисунок своих партий. 

Как и прежний, новый балетный худрук Максим Севагин, и в дальнейшем явно собирается балансировать в своей политике между классикой и современным танцем. Так что второе отделение завершающего сезон концерта отвечало у него за современность. В него он отобрал на свой вкус четыре не очень длинных и весьма симпатичных номера, хорошо дополнивших программу.

Все они не новые, в Москве уже показывались, но на сцене самого МАМТа публика видела лишь небольшой номер Андрея Кайдановского на музыку из балета Чайковского «Спящая красавица» — «Именинный вальс», поставленный к 100-летию Музыкального театра в 2018 году. Это «пустячок на случай». Впрочем, как всегда у Кайдановского оригинальный по своему замыслу. Его отлично и с долей юмора воплотили на сцене вышедшие в клоунских обличьях Евгений Жуков и Анна Окунева.

Кайдановский - хореограф сейчас востребованный и модный, работает на Западе, ставит балеты по всему миру. Вставив его номер в программу, Севагин отчасти компенсировал не показанную премьерную новинку балетмейстера, что была запланирована на июль, но в последний момент, по понятным причинам, отложена. Зато открыл программу другой номер: простенький не претендующий на большую глубину, но сделанный со вкусом - «Я чувствую».  Довольно успешный современный хореограф Павел Глухов поставил его ещё для Всероссийского конкурса артистов балета и хореографов в 2015-ом и заработал с ним тогда серебряную медаль.  Вместе с ведущей солисткой театра Валерией Мухановой его прекрасно исполнил первый солист Леонид Леонтьев, 5 лет назад перешедший в «Стасик» из труппы Бориса Эйфмана и потому как никто другой, умеющий справляться с каверзами современной хореографии. 

Герман Борсай и Елена Соломянко в балете Andantino. Фото Карина Житкова, предоставлено пресс-службой МАМТ

А номер «Andantino. Сон одной бабочки» хореографа Константина Семёнова на музыку Шуберта начинается с причудливой позы: артист МАМТа Герман Борсай стоит на четвереньках, а на спине у него, подергивая ногами и руками, восседает Елена Соломянко. Судя по названию перед нами «куколка», из которой в процессе отлично поставленного дуэтного танца, появится прекрасная бабочка: артисты изображающие её, сбросив серенькие рубашки, прикрывающие ярко раскрашенные в верхней части трико и купальник, помахивая руками-крылышками, улетят в неведомые дали.  

Дуэт у артистов «Стасика» наполненный и органичный, в нем чувствовалась «химия», и он оказался едва ли не лучшим в современной программе составленной Максимом Севагиным. 

Наталья Сазанова, Иннокентий Юлдашев, Дарья Юрченко, Евгений Дубровский в балете Red Deers. Фото Карина Житкова, предоставлено пресс-службой МАМТ

Другой интересный номер Red deers («Красные олени») поставленный хореографом Ксенией Тернавской, тоже явно претендовал на оригинальность. В нем танцевали две пары (Наталья Сазонова и Иннокентий Юлдашев; Дарья Юрченко и Евгений Дубровский). Номер необычный: на языке пластики в нем рассказывалось о борьбе оленей за своих самок, в процессе которой в результате столкновений они теряют свои рога и на следующий год выращивают новые. Однако его подпортила словесная преамбула, прочитанная чтецом перед началом, из которой, собственно, и становится понятным его содержание. В результате вместо высокой образности проступила сухая конкретность, и хореография, утратив поэтичность, просто иллюстрировала все сказанное в преамбуле.

А вот третья часть концерта, в которой артисты «Стасика» исполнили Гран-па из балета «Пахита», несколько разочаровала. Бывший худрук Лоран Илер вернул этот балет в репертуар театра к 200-летию со дня рождения Мариуса Петипа, собственно, это Гран-па и сочинившего.

Мария Бек (Пахита) и Дмитрий Соболевский (Люсьен) в балете Paquita. Фото Карина Житкова, предоставлено пресс-службой МАМТ

С тех пор его показывали нечасто, а за те прошедшие почти 5 месяцев, как Илер покинул театр, участвующий в Гран-па кордебалет и вовсе «разболтался»: некоторые танцовщицы не попадали в музыку, нарушая синхронность и стройность композиции. И, хотя исполнители главных партий Мария Бек и Дмитрий Соболевский станцевали свои партии на приличном уровне, в целом исполнение балетной классики в театре оставляет желать лучшего.

Да и соответствующее оформление спектаклю все же стоит вернуть: парадный портрет труппы должен находиться в «дорогой оправе». Так что в следующем, уже 104 по счету сезоне, самому молодому в мире худруку будет над чем поработать.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру