Игорь Сандлер раскрыл настоящую тайну появления хита Smoke on the Water

Все сгорело синим пламенем

В прошлый раз я говорил о фестивалях в целом и в частности об одном из моих любимых фестивалей в швейцарском Монтрё. Но пока я готовил этот материал, то понял, что фестивальная тема занимает такую огромную часть моей жизни, что совершенно невозможно выделить только какую-то одну историю. Фестивали — это встречи, эмоции, знакомства, и в итоге из всего этого складывается то, к чему я пришел сейчас.

Все сгорело синим пламенем
Эдриан Белью (в центре) со своими музыкантами на студии у Сандлера во время одного из визитов в Москву.

На Монтрё выступал замечательный музыкант Эдриан Белью (о встречах с ним я уже немного рассказывал в прошлый раз), с которым мне тоже посчастливилось познакомиться и подружиться. King Crimson являлись одним из первых коллективов, кто играл прогрессивную рок-музыку, а Эдриан является автором музыки и текстов почти ко всем их песням с 80-х годов.

Наверное, уже на этапе увлечения этой группой я понял, что прогрессивный рок — это именно то, какой должна быть современная качественная музыка. Я подчеркиваю, качественная. Модно может быть все что угодно, но с восьмидесятых годов существует это народное понятие «фирмА», и именно такую фирмОвую музыку, на которую меня в свое время вдохновили в том числе и King Crimson, мне хотелось видеть у себя на фестивале. Именно поэтому в названии и появилось слово «прогрессивной».

Эдриан много раз говорил мне, что очень любит Россию и Москву. На его московских концертах, по его словам, царила совершенно уникальная, особенная атмосфера. Это удивительный, тонко чувствующий человек. Имеющий свои музыкальные и моральные ориентиры, умеющий быть благодарным. Сейчас это большая редкость для современных звезд. Белью рассказал мне, что считает Фрэнка Заппу своим единственным учителем. Именно его влияние стало отправной точкой для всего творчества Белью — не только как для профессионального музыканта и автора песен, но как для человека, занимающегося музыкальным бизнесом в целом.

Когда мы однажды заговорили о фестивале Монтрё, Эдриан рассказал очень интересную историю про Фрэнка, которая еще раз доказывает, как тесен на самом деле музыкальный мир. 4 декабря 1971 года он с группой The Mothers of Invention выступал в Монтрё. Днем позже там же был концерт Deep Purple. На этом концерте один из зрителей, очевидно, слишком проникнувшись атмосферой рока, выстрелил в потолок из ракетницы, после чего, естественно, в помещении начался пожар. Эдриан сказал, что даже есть байка, что именно этот случай стал причиной появления легендарной песни Smoke on the Water («Дым над водой»). А через 37 лет именно с этой песней один из музыкантов, базирующихся у меня в Центре, прошел слепые прослушивания на шоу талантов «Голос», заставив повернуться к себе Басту аж на первой секунде! Видимо, энергия выстрела из ракетницы навсегда сохранилась в этой песне. А грустная часть истории заключается в том, что дата того выступления Заппы совпадает с датой его смерти — 4 декабря 1993 года…

Обложка альбома Фрэнка Заппы Civilization. Phaze III, за которую художник Юрий Балашов получил премию Grammy.

Эдриан поразил меня своей эрудицией, взглядами на мир и на жизнь, тем, сколько всего ему интересно, как много он знает. Оказалось, что у нас много общего. В юности Белью, как и я, увлекался классической музыкой. Очень любит Стравинского. А с Фрэнком Заппой помимо дружбы с Эдрианом нас связывает еще один мой близкий друг Юра Балашов. Он создал обложку для альбома Заппы и получил за нее «Грэмми»! Это — альбом Civilization Phaze III. Юра начал работу над ним в 1993 году. На создание рисунка ушло около двух месяцев. Сам художник объяснял свою идею так: «гора Джомолунгма, на вершине которой стоит рояль, из рояля пышет пламя, но к этому роялю не подобраться никак, только на вертолете подлететь, а внизу — небоскребы, гигантские постройки»... А у меня на старой студии он когда-то разрисовал все стены. В тот период понятия «лофт» еще не существовало, это было ново и необычно. А после работы Юры наши стены выглядели как настоящее произведение искусства!

Каждый раз поражаюсь, как жизнь сталкивает с настолько невероятными, удивительными и близкими по духу людьми. Но время идет, мир меняется. Юры, к сожалению, уже нет с нами, он ушел из жизни в прошлом году. Эдриан, который был в России много раз, всегда с удовольствием выступал здесь, сейчас по понятным причинам не может приехать. Но альбом Заппы, разрисованный Юрой, останется навсегда.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №28848 от 17 августа 2022

Заголовок в газете: Smoke on the water — хит по следам реального пожара

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру