В фонде Музея кино - более 100 000 единиц хранения. Среди них - дореволюционные издания, раритеты, существующие в единственном экземпляре, монтажные листы и кинооткрытки. В кинобиблиотеке, возникшей на базе Дома кино, существует традиция дарения. В День российского кино актриса и киновед Марианна Кушнерова преподнесла редкое, хотя и современное издание «Станционного смотрителя» о фильме бывшего мужа, кинорежиссера Сергея Соловьева, где она сыграла Дуню. Марианна Кушнерова - выпускница киноведческого факультета ВГИКа, музейный работник и хорошо знает цену таким экземплярам. В тот же день юрист и ценитель живописи Андрей Коньков подарил музею рукопись сценария, написанного для фильма «Петр Первый», снятого режиссером Владимиром Петровым в 1937-1938 годах. Об этом мы и поговорили с Андреем Коньковым.
- Рукопись попала к вам по родственной линии или это приобретение?
- Не по родственной линии, к счастью или сожалению. Я приобрел ее в аукционном доме «Кристис». Я увлекаюсь живописью, покупаю картины и вижу, что иногда выставляются документы, связанные с жизнью и творчеством писателей и художников. Сценарий Алексей Толстой лично написал. Вариантов было несколько. Он долго работал, но мало правил себя, судя по рукописи. Мы с большим трудом вывезли ее на родину. Потребовался год на получение всех необходимых разрешений.
- А в чем ваш интерес?
- Такие вещи не должны находиться на Западе. Они должны украшать наши музеи и архивы. Я сам адвокат и знаю, в чем ценность документа и его истории. Мы уже передали более 30 писем музею Тургенева. Еще несколько «зависли» в связи с современной ситуацией. Мы кое-что купили и ждем, когда обстоятельства позволят нам все это привезти и подарить музею в Спасском-Лутовинове. Есть наследие Зинаиды Гиппиус, но нет в Российской Федерации ни ее музея, ни музея Мережковского. Кому дарить? Удалось приобрести и интересную рукописную биографию писателя Александра Беляева. Таких вещей много. На Западе они столетиями собирались. Зачем я этим занимаюсь? Коммерческой цели нет. Есть цель экспонирования. Главное, чтобы все эти богатства не валялись на Западе, как это часто происходит. Там картины Репина находятся в запасниках, поскольку по большей части никого не интересуют. Документов у нас много. Мы обзваниваем музеи, разговариваем с их руководителями. Идея не в том, чтобы они с Запада попали в наши архивы, а чтобы экспонировались, изучалось. Из 33 писем Тургенева, как нам сказали эксперты, как минимум 8 совсем не изучены. Об их существовании даже не знали. Их не было в каталогах.