Российскому музею передана рукопись сценария «Петр Первый» Алексея Толстого

Проблема не в том, как приобрести уникальные документы, а кому их потом передать

В Библиотеке киноискусства им. Эйзенштейна, ведущей отсчет с 1934 года, состоялась передача рукописи сценария «Петр Первый» Алексея Николаевича Толстого Музею кино. Раритет привезен из Великобритании Андреем Коньковым - всего несколько страниц. Как и когда они туда попали - неизвестно. Главное, о чем мечтает даритель, - чтобы рукопись не пылилась в архиве, а была бы доступна посетителям  и исследователям. 

Проблема не в том, как приобрести уникальные документы, а кому их потом передать
Андрей Коньков передает рукопись сценария директору Музея кино Ларисе Баженовой.

В фонде Музея кино  -  более 100 000 единиц хранения. Среди них  - дореволюционные издания, раритеты, существующие в единственном экземпляре, монтажные листы и кинооткрытки.  В кинобиблиотеке, возникшей на базе Дома кино, существует традиция дарения. В День российского кино актриса и киновед Марианна Кушнерова преподнесла редкое, хотя и современное издание «Станционного смотрителя» о фильме бывшего мужа, кинорежиссера  Сергея Соловьева, где она сыграла Дуню. Марианна Кушнерова - выпускница киноведческого факультета ВГИКа,  музейный работник и хорошо знает цену таким экземплярам. В тот же день юрист и ценитель живописи Андрей Коньков подарил музею рукопись сценария, написанного для фильма «Петр Первый», снятого  режиссером Владимиром Петровым в 1937-1938 годах. Об этом  мы  и поговорили с Андреем Коньковым.  

- Рукопись попала к вам по родственной линии или это приобретение? 

- Не по родственной линии, к счастью или сожалению. Я приобрел ее в аукционном доме «Кристис». Я увлекаюсь живописью, покупаю картины и вижу, что иногда выставляются документы, связанные с жизнью и творчеством писателей и художников. Сценарий Алексей Толстой лично написал. Вариантов было несколько. Он долго работал, но мало правил себя, судя по рукописи. Мы с большим трудом вывезли ее на родину. Потребовался год на получение всех необходимых разрешений.

- А в чем ваш интерес?

- Такие вещи не должны находиться на Западе. Они должны украшать наши музеи и архивы.  Я сам адвокат и знаю, в чем ценность документа и его истории. Мы  уже передали более 30 писем музею Тургенева. Еще несколько «зависли» в связи с современной ситуацией.  Мы кое-что купили и ждем, когда обстоятельства позволят нам все это  привезти и подарить музею в Спасском-Лутовинове. Есть наследие Зинаиды Гиппиус, но нет в Российской Федерации ни ее музея, ни музея Мережковского. Кому дарить? Удалось приобрести и интересную рукописную биографию писателя Александра Беляева. Таких вещей много. На Западе они столетиями  собирались. Зачем я этим занимаюсь? Коммерческой цели нет. Есть цель экспонирования. Главное, чтобы все эти богатства не валялись на Западе, как это часто происходит. Там картины Репина находятся в запасниках, поскольку по большей части никого не интересуют. Документов у нас  много. Мы обзваниваем музеи, разговариваем с их руководителями. Идея не в том, чтобы они с Запада попали в наши архивы,  а  чтобы экспонировались, изучалось.  Из 33 писем Тургенева, как нам сказали эксперты, как минимум 8  совсем не изучены. Об их существовании даже не знали. Их не было в каталогах. 

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру