Вахтанговский открыл сезон в три акта

Директор театра жестко ответил запретителям спектаклей

Два ведущих театра столицы открыли во вторник свои сезоны. Вахтанговский на Арбате — 102-й и Сатира на Садово-Триумфальной площади — 99-й.

Директор театра жестко ответил запретителям спектаклей
Кирилл Кроки актер Евгений Князев.

Открытие очередного сезона и первого без Римаса Туминаса Театр им. Евгения Вахтангова провел в три акта. Акт первый на Старом Арбате, где установили памятник Лановому, Этушу и Яковлеву. Второй прошел на исторической сцене, где Следственный комитет наградил артистов и были объявлены планы. Ну а в третьем акте все присутствующие (артисты и примкнувшие к ним журналисты и сотрудники театра) убедились в правоте слов драматурга Островского, герой которого уверял, что буфет — самое место для артиста. Театр презентовал свой новый буфет, оказавшийся историческим во многих смыслах этого слова.

После того как памятник, о котором мы пишем в этом номере «МК» был открыт, все переместились на Историческую сцену Вахтанговского. По дороге шли и говорили: «Во дает Крок, всем памятники ставит» — имея в виду то, что два года назад прямо у парадного подъезда Вахтанговского встал памятник основателю театра. Точнее, Вахтангов присел — молодой и романтичный, а за его спиной занавес с названиями великих спектаклей за сто лет. 

И вот Историческая сцена. Министр культуры Ольга Любимова говорит с экрана — она сейчас во Владивостоке. А дальше глава Следкома Александр Бастрыкин, друживший с Этушем и Лановым, прочтет стихи собственного сочинения, посвященные друзьям-артистам: «Офицерские погоны — символ воинства и чести…» И еще наградил артистов медалью Петра Первого. На сцене директор Кирилл Крок, оставшийся без худрука. То, что он говорит, — месседж не только своим, но и тем, кто за стенами театра.

— Я признателен всем Вам, что вы разделяете позицию театра: в столь исторически сложный момент, для нашей страны, во время проведения спецоперации. Вы не бросили страну и наш театр, вы не занимаетесь дешевым политиканством, мы не подписываем никакие коллективные письма… а делаем то, что умеем делать хорошо, а это играть спектакли в Москве, ездить на гастроли, выпускать премьеры… Когда твоей стране тяжело, нужно быть со своей страной!

Но следующие его слова вообще прозвучали как заявление: «Сегодня какие-то люди почему-то решили, что они могут диктовать театру, что можно играть, что ставить - Толстого, Пушкина, Чехова, Лермонтова, - а что нужно снимать с репертуара, что оставлять, а что закрыть. Стоя здесь, на этой сцене, я официально заявляю: мы сами будем решать, какие спектакли нам играть, а какие не играть.

Эти слова директора сорвали бурные аплодисменты, какие бывают только на успешных премьерах. А еще Крок сообщил, что связался с директором Мариупольского драмтеатра. «Их в театре вообще осталось 14 человек, и я пригласил их в октябре к нам на Арбат». А закончил свой спич недвусмысленным четверостишием на злобу дня, когда-то написанным поэтом Сергеем Таратутой: «Когда сбывается заветная мечта/ Будь начеку, они уже в засаде/ Кто в жизни не умеет ни черта/ Как только гадить, нападая сзади».

На этом поэтические чтения закончились, и директор перешел к планам. Судя по тому, что он назвал, в 102-м сезоне Вахтанговский ставит на 13. Чертова дюжина новых постановок заявлена в новом сезоне. Три на исторической сцене, первой из которых станет «Идиот» по Достоевскому — в январе ее сдает Юрий Бутусов. Вслед за ним пойдут «Амадей» в постановке Анатолия Шульева и «Филумена Мартурано», которую для Нонны Гришаевой готовит режиссер Ирина Пахомова. Что интересно, два из заявленных названия символичны для одного из главных театров страны: здесь в середине прошлого века в «Идиоте» блистали Юлия Борисова и Николай Гриценко, а в «Филумене» выходили первые ученики Вахтангова — Рубен Симонов и Цецилия Мансурова.

На новой сцене представят четыре премьеры: «Генерал и его семья» по прозе Тимура Кибирова (реж. Землякова), «Волоколамское шоссе» Хайнера Мюллера (реж. Резинг), «Павла Первого» Мережковского. Гоголь, Чехов, Тургенев и Эрдман пропишутся на Симоновской сцене, и над их произведениями будут работать режиссеры Павел Сафонов, Айдар Заббаров, Анна Горушкина и Олег Долин.

Самое интригующее название нового сезона — «Восемь с половиной» Федерико Феллини, спектакль, который в рамках режиссерской лаборатории будет ставить талантливый молодой режиссер Лейла Абу-аль-Кишек, у которой с успехом на Симоновской сцене идут два спектакля.

После отчета о достижениях (гастроли, премии, награды) и объявления планов всех повели на уровень бельэтажа, в новый буфет. Но на самом деле он старый, лет на двадцать менявший свое назначение. Это пространство метров в двести, где с 1947 года после реконструкции (в начале войны в театр попала бомба) располагался буфет. Эту важную общепитовскую точку обслуживал ресторан «Прага», и в нем, кстати, продавали чешское пиво — большой дефицит по тем временам. Зрительский буфет просуществовал до 1993 года, пока туда не зашел режиссер Петр Фоменко, который поставил там свой выдающийся спектакль «Без вины виноватые», объездивший потом весь мир — так был хорош!

Свидетелем успеха того спектакля стал неодушевленный предмет — огромный буфет, который и сейчас стоит у стены, фронтальной входу. Он настолько мощный и основательный, что так и хочется воскликнуть: «Многоуважаемый буфет!» А еще здесь в целости сохранилось четыре из пяти бронзовых люстр и четыре чугунные решетки: их подреставрировали, и вот люстры уже вцепились в высокий вахтанговский потолок, а решетки, как часовые, в нишах замерли вдоль стен.

Многие годы здесь шли спектакли, а потом зал стал просто репетиционным.

— Когда у нас появились репетиционные залы, мы приняли решение вернуть зрителю буфет, — говорит Кирилл Крок и показывает, как после летних работ восстановлена лепнина, появилась архитектурная подсветка, пространство оснащено современным звуковым и световым оборудованием.

● ● ●

А через три часа свой 99-й сезон открыл Театр сатиры. Здесь все сюрпризы припасли на вечер для спектакля «Где мы?..» с участием Александра Ширвиндта, у которого летом был день рождения. И вот в первый день 99-го сезона Ширвиндта решили поздравить.

Осенью Сатира представит две премьеры — «Этот ребенок» (на сцене «Чердак сатиры») в постановке Никиты Кобелева и «Невольницы» по Островскому в постановке Михаила Мокеева. Главное, что отличает постановку от классического прочтения, — зонги, то есть музыкальные номера с текстом монологов главных героев, написанные в жанре инди-рока.

В планах Театра постановки на всех четырех сценах Сатиры — «Женитьба» Николая Гоголя (реж. Филипп Гуревич), «Крупа и Фантик» (реж. Роман Габрия), сочиненная режиссером в жанре «документальной дезинформации» о Крупской и Каплан.

Сам Сергей Газаров представит спектакль «Весталка» о ВОВ глазами женщин. Это мощная история, написанная Николаем Колядой по роману уральского писателя Николая Никонова. Помимо целого ряда премьер одним из важных художественных событий в сезоне-2022–2023 будет фестиваль-лаборатория «ХОРОШО!», посвященный творчеству Маяковского. Не забудут и детей: на Основной сцене появится интерпретация «Карлсона», а на Прогресс-сцене — «Житие и бытие Ивана Семенова, второгодника и второклассника» в постановке Михаила Плутахина. Все лучшее — детям, решил Газаров, и сцену на Спортивной, где когда-то и зародился Театр Джигарханяна, отдали детскому театру — его начнут «Щелкунчиком и Мышиным королем». 

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру