Победителем Венецианского кинофеста стала картина о борьбе фотохудожницы с фармкомпанией

Картина «Голиаф» с российским участием получила награду независимых критиков

Главная награда 79-го Венецианского кинофестиваля «Золотой лев», присуждаемая за лучший фильм, досталась единственной в конкурсе документальной картине «Вся красота и кровопролитие». Ее сняла обладательница премии «Оскар» за «Сitizenfour: Правда Сноудена» Лора Пойтрас. Жюри под руководством американской актрисы Джулианны Мур вынесло искусный вердикт, отметив по большей части достойное кино и не обойдя вниманием актуальную повестку.

Картина «Голиаф» с российским участием  получила награду независимых критиков
Лора Пойтрас получила «Золотого льва».

Уже не в первый раз неигровая картина получает «Золотого льва». В 2013 году главная награда Венеции досталась фильму «Священная окружная» итальянского документалиста Джанфранко Рози, рассказавшего о строительстве эпохальной римской окружной дороги, вызвавшем самую противоречивую реакцию в обществе. Лора Пойтрас тоже всегда на передовой. Она смелая женщина, как и ее героиня Нан Голдин — известный фотограф, ЛГБТ-активистка, прославившаяся фактурными, как живопись, откровенными снимками, запечатлевшими нью-йоркскую богему, раскрепощенных мужчин и женщин, саму себя с синяками после побоев, нанесенных любимым человеком. Один из самых знаменитых ее фотоциклов — «Баллада о сексуальной зависимости». В фильме Лоры Пойтрас Нан Голдин бесстрашно выступает против фармацевтических магнатов — семейства Саклер, производящего обезболивающий препарат, который дает эффект привыкания. Его жертвой стала сама Нан.

Гран-при фестиваля и премию за дебют имени Луиджи де Лаурентиса «Лев будущего» получила за «Сент-Омер» уроженка Сенегала Элис Диоп. Она тоже документалист и впервые сняла игровое кино. Диоп пользовалась каким-то невероятным вниманием: потому что женщина — раз, темнокожая — два. Она давно живет во Франции, а ее мама осталась в Сенегале. В своей картине Диоп попыталась рассказать универсальную историю о жизни своих соотечественниц, основываясь на реальной истории, которая ее потрясла. Почти весь фильм мы присутствуем в режиме реального времени на судебном заседании, где рассматривается дело студентки из Сенегала, оставившей свою годовалую дочь на пляже и фактически убившей ребенка. Никакого иного способа избавиться от него у девушки не было. На суд приезжает сценаристка и писатель с сенегальскими корнями, но рожденная во Франции, а это уже совсем другая история. Она встречается с матерью подсудимой, пытается разобраться в психологических аспектах произошедшего. Картина хорошо сделана, но слишком подробная. Не всякий зритель смог ее досмотреть до конца. Сама Диоп говорит о том, какая тонкая грань разделяет документальное и игровое кино.  

«Серебряного льва» за лучшую режиссуру получил итальянский режиссер Лука Гуаданьино, впервые снимавший кино в США. Его хоррор «Целиком и полностью» рассказывает о юных любовниках-каннибалах. Главные роли сыграли Тимоти Шаламе, потрясший публику шелковым женским комбинезоном и обнаженной до поясницы спиной, и Тэйлор Рассел. Она и получила как молодая актриса премию им. Марчелло Мастроянни. Ее героиня ищет отца, чтобы понять свое пристрастие к человеческому мясу.

Кубки Вольпи за актерские работы достались Колину Фарреллу за великолепную и какую-то отчаянную работу — роль ирландского сельского парня, живущего на удаленном острове в одной комнате с сестрой и ослом в «Банши Инишерина» Мартина МакДонаха (сам режиссер удостоен премии за лучший сценарий, основанный на своей одноименной пьесе) и Кейт Бланшетт, сыгравшей дирижера Берлинского оркестра в фильме «Тар» Тодда Филда. У героини нет прототипа, а история целиком вымышленная. Бланшетт в 2007 году уже получала Кубок Вольпи за картину «Меня там нет». 

Спецприза удостоен фильм «Без медведей» находящегося в тюрьме иранского режиссера Джафара Панахи. В его поддержку и еще двух лишенных свободы режиссеров из Ирана на красной дорожке перед премьерой устроили флешмоб, участники которого вышли с портретами сидельцев по политическим мотивам. Сколько уже подобных акций было на протяжении многих лет и самая эффектная — на Берлинале, когда по городу разъезжал соответствующим образом оформленный грузовик. Но иранские власти никак на это не реагируют. Панахи как сидел, так и сидит — то в тюрьме, то под домашним арестом. При этом умудряется снимать кино и окольными тропами отправлять его на мировые фестивали. На родине ему запрещено заниматься профессиональной деятельностью.

Единственный фильм, созданный при участии России, — «Голиаф» казахстанского режиссера Адильхана Ержанова — участвовал в программе «Новые горизонты» и получил премию независимых критиков Bisato d’oro за актерский дуэт. Берик Айтжанов сыграл бедняка Арзу, который прошел одну из современных войн, контужен, почти не говорит, ничего не слышит, зато метко стреляет и после гибели жены один растит маленькую дочь. Данияр Алшинов снялся в роли криминального авторитета Пошаева, который держит в страхе весь город, при этом выступает за справедливость и считает, что сила — в правде. На их дуэте Адильхан Ержанов исследует природу власти и подчинения.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №28866 от 12 сентября 2022

Заголовок в газете: «Золотой лев» вне игры

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру