«Единоборство с цензурой не прекращалось»

Исполнилось 100 лет русскому поэту и редактору Сергею Викулову

13 сентября 1922 года в небольшой деревушке Вологодской области появился на свет русский поэт-фронтовик Сергей Викулов. Сергей Васильевич, к сожалению, ушедший от нас 1 июля 2006 года, тем не менее, остался в истории русской литературы как автор поэм и стихотворений и как редактор «Нашего современника», познакомивший советского читателя с такой бессмертной классикой, как «Царь-рыба» Виктора Астафьева, «Калина Красная» Василия Шукшина и «Живи и помни» Распутина.

Исполнилось 100 лет русскому поэту и редактору Сергею Викулову
Фото из архива Полины Викуловой

О многих поэтах можно сказать, что их появление на свет в русской деревне предопределило творческий путь, и здесь не нужно цитировать «Деревню» Ивана Суринова, строчки Есенина или рубцовское «В горнице моей светло/ Это от ночной звезды/ Матушка возьмет ведро/ Молча принесет воды», чтобы доказать это утверждение. Сложно сказать, в какое очумевшее время на деревенскую жизнь смотреть свысока, но поэзия Сергея Викулова – как та необходимая встряска и напоминания о красоте сельского быта и народной культуры:

Помню зимние вечера.

Снова дует сегодня с севера.

Входит в валенках со двора

наша бабушка, Олексеевна.

Из подойника молоко

льёт в посудинки, дужкой брякая...

До спанья ещё далеко.

Ещё бабушка сядет с прялкою…»

С 1942 года Сергей Васильевич участвовал в Великой отечественной войне, командовал зенитно-артиллерийской батарей на Калининском и Сталинградском фронтах. Удостоен ордена Отечественной войны 2-й степени и дважды - ордена Красной звезды. В мирное время он написал тридцать книг стихотворений и поэм, а за сборник «Плуг и борозда» получил в 1974 году Государственную премию РСФСР имени Горького.

Но наиболее яркий след Викулов оставил как редактор, возглавлявший журнал «Наш современник» с 1968 по 1989 год.

Чтобы жили и помнили…

«Жизнь и литература в бытийном соотношении для Викулова были единым целым. Поэтому руководство журналом стало органическим продолжением его военной и поэтической жизни», - рассказала «Московскому Комсомольцу» заведующая отделом поэзии «НС» Карина Сайдаметова. Викуловский отрезок истории журнала действительно стал легендарным. Викулов, пришедший в «Наш современник» из «Молодой гвардии» (где он был первым заместителем Анатолия Никонова,), за два-три года превратил журнал в одно из ведущих литературно-художественных изданий. Как раз в это время на его страницах опубликовали бессмертную классику. В том числе «Последний поклон» и «Царь-рыбу» Виктора Астафьева, повести и рассказы Фёдора Абрамова и Виктора Лихоносова, рассказы и киноповесть «Калина красная» Василия Шукшина, прозу Василия Белова, главные произведения Валентина Распутина – «Живи и помни», «Прощание с Матёрой», «Пожар», циклы его лучших рассказов. А также образцовую поэзию Николая Рубцова, Владимира Соколова, Анатолия Передреева, очерки Леонида Иванова, Владимира Ситникова и Олега Волкова, посвящённые судьбе русской деревни и отечественному архитектурному наследию. При этом часто художественным текстам, кажущихся сегодня каноническими и бесспорными, пришлось «пробивать» стену запретов.

«Снимались на последней стадии печати…»

- Что касается цензуры, то единоборство с ней Сергея Васильевича не прекращалась ни на один год. Достаточно вспомнить историю публикаций таких произведений как «У последней черты» Валентина Пикуля или романа «Драчуны» Михаила Алексеева, где впервые в отечественной подцензурной печати было сказано о голоде 1933 года на Саратовщине, - вспоминает известный писатель, товарищ по литературе Викулова Станислав Куняев. - Бывало, что иные произведения снимались на последней стадии подготовки к печати. Как это произошло с воспоминаниями Фёдора Абрамова о Твардовском или некоторыми стихотворениями Николая Рубцова.

В это же время Викулов выступал за сохранение так называемых «неперспективных деревень» и организовал кампанию против поворота северных и сибирских рек на юг, что грозило чудовищной экологической катастрофой. Викуловский «Наш современник» был убеждённым и страстным противником бездумной веры в общественный прогресс. Чем вызывал естественное негодование как власть имущих, так и других органов печати, для которых вера в этот прогресс являлась «жизненной программой».

Викулов – не второй Твардовский

Одной из ключевых заслуг Александра Твардовского (кроме, конечно, создания поэм «Василий Теркин» и «Страна Муравия») считается превращение им в 60-е журнала «Новый мир» в оплот шестидесятничества и организация публикации ряда ключевых авторов. Александр Трифонович совершил тогда почти невозможное, убедив Хрущева напечатать осенью 1962 года «Один день Ивана Денисовича» Солженицына. Неизбежно возникает параллель с Сергеем Викуловым. Но не все так просто. По словам Куняева, определённое сравнение, в самом деле, напрашивается, если учесть, что такие авторы как Абрамов, Бондарев, Лихоносов, Белов, Астафьев, печатавшиеся у Твардовского, выступили с основными своими произведениями в журнале Викулова. Но следует помнить, что Викулов никогда не признавал, что его журналом была принята некая «эстафета». Прежде всего - из-за эстетических и мировоззренческих расхождений.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру