Некрасову предложили запилить селфи

В Ярославле открылся Международный Волковский театральный фестиваль

Учрежденный 22 года назад, аккурат в год 250-летия Первого русского профессионального общедоступного театра, этот форум в столице Золотого кольца дважды менял свой девиз, который во многом определял фокус фестиваля. В этом году он продиктован повесткой дня — «Русская литература на сцене Первого русского театра». Впервые в его афише представлены только спектакли по русской классической и современной литературе на русском языке.

В Ярославле открылся Международный Волковский театральный фестиваль
Международный Волковский фестиваль. Фото: Российский государственный академический театр драмы им. Ф.Волкова.

«От Некрасова до Некрасова» — так называется музыкально-поэтический спектакль — копродукция Первого русского театра и Культурно-исторического музея села Вятское, что в Ярославской области. Поэт Некрасов, чье детство прошло в Ярославской губернии (деревня Грешнево), предстал совершенно в неожиданном образе. Точнее, во многих сразу, но для начала пара молодых людей, волею случая переместившаяся из настоящего в прошлое и встретившаяся там с великим русским поэтом, предложила ему по-быстренькому «запилить селфи». Запилили на троих — Некрасов, он, она — и тут же запостили фоточку в социальных сетях. На сём гости из будущего удалились, уступив место прошлому, интересно разыгранному в настоящем.

Режиссер спектакля Валерий Кириллов не реконструировал жизнь классика, сыгравшего немаловажную роль в общественной жизни своего времени, а пошел открытым ходом, предлагая поиграть с его жизнью и творческим наследием. Без амикошонства, но и без хрестоматийного панегирика (удачная инсценировка Олега Грисевича), попробовав некрасовские строки уложить в рэп — легли. Или испытать их современными ритмами (музыка Игоря Есиповича), электрогитарой, ударной установкой, многоголосием — все выдержал Николай Алексеевич, на то он и классик, с каким современным инструментарием к нему беспардонно ни подходи. А тут — со всем уважением.

Международный Волковский фестиваль. Фото: Российский государственный академический театр драмы им. Ф.Волкова.

Некрасов на сцене Волковского театра многолик — известный, неизвестный, влюбленный, народный, желчный, детский, революционный, уходящий. Известный (артист Николай Зубаренко) спорил с остальными Некрасовыми, приводя в доказательство факты собственной биографии и своей семьи. Например, как отец будущего поэта, служивший по военному ведомству, приезжая в какой-нибудь город, где его никто не знал в лицо, обряжал в свой костюм дворового слугу и заместо себя отправлял по служебным делам, а сам знакомился с проезжающими и садился играть с ними в карты. Надо сказать, что интерес к азартным играм передался от отца к сыну — маленький Коля, по правде сказать, в гимназии учился не очень-то, географическим картам предпочитая игральные, и еще практиковался в игре на бильярде.

О чем мечтал мальчик Коля, который писал стихи и их ко времени его отъезда в Петербург уже составилась целая тетрадь? «Кто слезы лил в годину испытанья/ И трепетал под игом тяжких бед/ И не сносил безропотно страданья/ Тот не поэт!»

Вот о чем писал маленький Коля, спустя годы выросший в большого поэта. А мог и не стать им, если бы сломался в начале пути, когда критики во главе с Белинским уничтожили его первый сборник «Мечты и звуки». Сильный оказался духом. Мог покаяться в своих заблуждениях, перегибах, адресованных отцу и семье, не заслуживших едкости его стиха.

Или уже влюбленный в замужнюю Панаеву Некрасов (их роман длился 15 лет) выслушивал о себе свидетельства современников. Мол, жил в чужом доме с чужой женой, да еще мужу устраивал сцены. А женился на крепостной, переименовав ее из Фёклы Анисимовны в Зинаиду Николаевну. Простая девушка, которая была значительно моложе поэта, ценила его стихи, читала их наизусть, возможно, что и вдохновляла, но ей он ни строчки не посвятил. Знаменитое «Есть женщины в русских селеньях» было написано еще до Фёклы-Зинаиды.

Для каждой грани поэта у постановщиков найдена своя и точная тональность. Озорная или раздумчивая, нахальная или нежная, гордая, ребячливая и даже модная. Некрасов-лирик оформлен модным показом (хореограф Елена Соболева-Пугачева): сарафаны на актрисах хоть на подиум отправляй — так они хороши.

Исключением стал, пожалуй, народный Некрасов — здесь пафос зашкаливал. «Выдь на Волгу, чей стон раздается над великою русской рекой/ этот стон у нас песней зовется — то бурлаки идут бечевой» — с буквальной иллюстрацией и бечевы, и стона, и страданий на лицах актеров, в которые им самим не особо верилось.

Впрочем, пафос искупил финал — он был тих и светел, какой бывает в природе после страшной грозы. Или в жизни после большой беды, когда ясно осознается истина, проверенная веками и в свое время гениально сформулированная Николаем Некрасовым в его поэме «Кому на Руси жить хорошо».

Ты и убогая,
Ты и обильная,
Ты и могучая,
ты и бессильная,
Матушка Русь!

В рабстве спасенное
Сердце свободное —
Золото, золото
Сердце народное!

Сила народная,
Сила могучая —
Совесть спокойная,
Правда живучая.

Сила с неправдой
Не уживается,
Жертва неправдою
Не вызывается…

Сегодня точнее не скажешь.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру