Директор Херсонской муздрамы пожаловался на огромные кадровые потери

Актером может стать человек без диплома — лишь бы был талант и желание учиться

Херсонский областной музыкально-драматический театр при новой власти региона стал русским театром. По итогам недавнего референдума Херсонская область стала новым субъектом Российской Федерации. Все сферы жизни региона, в том числе культуру, в этой связи ожидают перемены. О том, когда Муздрама возобновит работу, какие спектакли увидят херсонские зрители в ближайшем будущем и как будет преодолеваться «кадровый голод» в храме Мельпомены, пережившем бегство значительной части коллектива, корреспонденту «МК» рассказал генеральный директор театра Валерий Шелудько.

 Актером может стать человек без диплома — лишь бы был талант и желание учиться
Фото: ru.wikipedia.org\Alexey M.

- Валерий Андреевич, вы сегодня возглавляете главный театр Херсона. Вы в нем человек новый — или, наоборот, старожил?

- Я работаю в этом театре 44 года. В 1979 году я пришел сюда машинистом сцены. Был в актерском составе, участвовал в балете, играл драматические роли, потом стал помощником режиссера. А последние двадцать лет заведовал художественно-постановочной частью.

- После того, как вы стали генеральным директором, насколько изменился характер вашей работы? Вы определяете репертуар? Что еще входит в ваши обязанности?

- Я сейчас определяю всё. Из состава старого театра у нас осталось, по моим подсчетам, пятнадцать из двухсот.

- А сколько людей сейчас есть?

- В актерском составе вместе с артистами балета и оркестром двадцать человек.

- А должно быть минимум?

- Сто пятьдесят.

- А конкретно в оркестре какое положение?

- Есть только восемь музыкантов из двадцати необходимых.

- Как вы планируете восполнять кадровые потери?

- Я много раз говорил в интервью, что мы готовы взять на работу в театр людей, не имеющих актерского образования, но у которых есть талант. Конечно же, на конкурной основе. После собеседования они могут поступить в Херсонский государственный университет, где открылся актерский факультет.

- Когда ваш театр был украинским — какие произведения были в ходу? Ставилась ли русская классика, например, шедевры Александра Островского?

- Мы стали «Чайку» Чехова. До этого были «Волки и овцы» Островского, но это было давно, лет 10-15 назад. Тогда Украина была совершенно другой страной. А в последние годы у нас ставились спектакли, я бы сказал, не очень высокого художественного уровня. Последние три я выпускал, но даже премьеру не видел.

В спектакли обязательно вводились антисоветские элементы, обязательно должны были присутствовать какие-нибудь злобные чекисты или еще кто-то.

- Все спектакли после 2014 года были исключительно на украинском языке?

- Естественно.

- В Херсоне 80% населения говорит по-русски? Или больше?

- Наверное, больше. В самом Херсоне украинскую речь в магазинах, на рынках, на улицах невозможно услышать. Все говорят на русском.

- После смены языка постановок изменилась ли посещаемость?

- Когда перешли на украинский, сразу стало меньше зрителей. Даже мои соседи, мои родственники перестали посещать. А театр в Херсоне всегда любили. Мы были единственным местом в городе, куда можно было ходить. И спектакли были прекрасные, особенно в то время, когда главным режиссером был Владимир Бегма (советский и украинский режиссер, бывший главный режиссер Киевской оперетты и Национального театра оперы и балета имени Т.Г. Шевченко, - Б.С.). Владимир Владимирович увидел в Киеве наш спектакль «Хочу замуж», и ему так понравилась наша труппа, что он приехал в Херсон и поставил у нас спектакль «Цыган-премьер». А потом остался на 10 лет. Все эти годы театр был битком набит. А потом зрителей становилось все меньше и меньше. 

- Что сейчас репетируется в вашем театре?

- У нас на выпуске сразу три наименования. Французская комедия «Да здравствует Бушон!», «"Все оплачено" или "All inclusive"» по пьесе Анатолия Крыма и «Адъютантша его императорского величества, или Корсиканка» по произведению чешского драматурга Иржи Губачу. Сезон мы открываем в ноябре.

- Не пострадало ли от обстрелов здание театра?

- Нет, не пострадало.

- Реквизит, инструменты — это все в сохранности? Я знаю, что в Мариуполе были настолько отчаянные моменты, что местные жители были готовы жечь музыкальные инструменты, чтобы согреться.

- У нас ничего подобного не было. Я все время был здесь, никуда не уезжал и не уходил. У нас пропали только некоторые вещи, за которыми я не смог уследить — видеопроекторы, ноутбуки, жесткие диски с компьютеров.

- Ценную технику забрали с собой убегающие артисты?

- Да. Но по сравнению со всеми остальными мы как-то еще сохранились.

- Каким вы видите репертуарное будущее?

- На далекое будущее у меня пока планов нет. Планы можно будет строить, когда будет главный режиссер, режиссеры, худрук. Они будут вносить предложения и я буду предлагать. Лично мне очень хочется поставить «Левшу», который у нас когда-то шел, очень хочется его восстановить, таким, каким он был раньше.

- Может быть, к вам из России приедут профессионалы? С Минкультом РФ вы не вели переговоры по поводу «театрального десанта»?

- Пока я этим еще не занимался. Я хочу открыть сезон, показать, что театр есть, показать, что мы можем. И тогда уже с какими-то рекламными роликами выйти на российских коллег. И пригласить профессионалов к нам в Херсон.

- В ЛНР и ДНР проходят гастроли российских коллективов. Ваш регион — самый «молодой», начали ли уже приезжать туда гости из России?

- К нам никто еще не приезжал. И ко мне никто с предложениями пока не обращался.

- «МК» читают во всех ведущих российских театрах, и у вас есть сейчас возможность обратиться к единомышленникам напрямую.

- Я обращаюсь не только к актерам Москвы и Санкт-Петербурга, но и всей России. Если у вас появится желание приехать к нам на Юг и поработать в нашем театре — я вас приглашаю. Приезжайте. Вы здесь очень нужны.

- А хотели бы вы также обратиться к уехавшим на Украину коллегам? Новые власти региона дали херсонцам месяц на то, чтобы определиться с гражданством. Может быть, бывшие участники труппы Херсонской муздрамы вернутся?

- Я вам честно скажу — из всех людей, которые уехали, я бы взял только пару человек. Мы создаем новый театр — и пусть он будет новым. Я не хочу, чтобы потом говорили: «а вот у нас в театре было...».

- К временно закрытым театрам из-за пандемии — как было во всем мире, или из-за ударов ВСУ — как было в Донецке, все равно тянулись зрители. К вам приходят, звонят, чтобы узнать, когда театр снова наполнится жизнью?

- Меня даже на улице останавливают и спрашивают, когда же мы возобновим работу. Все очень этого ждут.

МЕЖДУ ТЕМ

На фоне сообщений об остром кадровом голоде в новых российских регионах нас насторожило объявление, появившееся недавно в группах в социальных сетях Донецкой филармонии. В нем шла речь о массовом наборе музыкантов — должности образовались в симфоническом оркестре (труба, валторна), камерном оркестре (скрипки, альты, виолончели, контрабас, фортепиано, ударные) и духовом (труба, тромбон, бас-тромбон, валторна, баритон духовой и т.д.). Перечень очень солидный — это не пара человек уволились, и нужно их кем-то заместить.

Понятно, что об оттоке специалистов на Украину речь идти не может — кто хотел уехать из Донецка, сделал это еще в 2014 году. Может быть, речь об ушедших сражаться сотрудниках?

Известно же, что 12 апреля при освобождении Мариуполя погиб артист оркестра духовых инструментов и ансамбля «Септет-джаз» Николай Звягинцев. 3 августа стало известно, что в плену был замучен азовцами (террористическая организация, деятельность которой в России запрещена) флейтист Сергей Спивак. А в конце лета дончане простились с аккордеонистом-виртуозом, преподавателем Донецкого колледжа культуры и искусств Ринатом Ибатуллиным.

«Донецкая филармония действительно испытывает недостаток в людях», — подтвердил «МК» генеральный директор Александр Парецкий.

По его словам, это связано с мобилизацией, но далеко не только с ней.

Еще в феврале, когда была объявлена всеобщая мобилизация в ДНР, несколько десятков мужчин из числа работников филармонии отправились на защиту родины. И, конечно, с усилением обстрелов городов и районов республики вооруженными формированиями Украины некоторые артисты приняли решение об эвакуации. Студентам Донецкой музыкальной академии, которые совмещали учебу с работой в филармонии, было предложено продолжить обучение в престижных профильных вузах России.

А сейчас филармония и республиканский Минкульт задумались о масштабных гастролях донецких музыкантов в России. Так что доукомплектовка коллективов объясняется гастрольными планами. Например, недавно дончане участвовали в фестивалях в Тамбове, Туле, Астрахани и Крыму. «Для укрепления состава исполнителей нам пришлось приглашать на временную работу музыкантов из других учреждений культуры. Поэтому мы решили объявить конкурс и принимать заявки на участие в прослушиваниях до 21 октября. Насколько успешен будет конкурс, пока говорить сложно», — пояснил Парецкий.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №28888 от 12 октября 2022

Заголовок в газете: Культура новых регионов России страдает от кадрового голода

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру