9-я Московская биеннале современного искусства открылась в виртуальном формате

Выставка называется «Стенография чувств» — от напряжения к покою

С 9 декабря открылась для осмотра выставка 9-й Московской биеннале современного искусства. Ее работы доступны в виртуальном формате — выставка, которая должна была с начала ноября работать в Новой Третьяковке, была за несколько дней до открытия отменена госмузеем. Впрочем, нет худа без добра: теперь с работами и концепцией биеннале могут познакомиться абсолютно все желающие.

Выставка называется «Стенография чувств» — от напряжения к покою
Инсталляция Татьяны Баданиной «Надежда». Источник: сайт биеннале

Темой биеннале — а проект готовился художниками и организаторами с весны этого года — стала «Стенография чувств»: это метафора Льва Толстого, который таким оборотом описал искусство. Соответственно, залы выставки (ее концепция сохранена максимально полно) отвечают за разные эмоции.

На входе здесь — «напряжение», в финале путешествия — «свет» и «покой», а в середине — «благоговение», «память», «горечь несбывшегося», «любовь», «сопричастность» и другие, всего числом шестнадцать. Планировку зала также можно увидеть на получившемся сайте. На выставке представлены все жанры современного искусства, от классической живописи и паблик-арта до сложных звуковых и световых инсталляций.

Описывать работы выставки — дело неблагодарное, тем более что все они видны в ее онлайн-версии. Заметим лишь, что авторы виртуального формата сделали больше, чем было возможно: профессиональную фото- и видеосъемку специально для сайта сделать не получилось, поскольку после отмены выставки в Третьяковке команду биеннале на смонтированную площадку не пустили.

Виртуальная выставка собрана из того, что авторы и организаторы фиксировали для себя. А значит, хоть и с неоптимальным качеством, но именно так, как хотелось, с авторским взглядом. Так что и здесь — не было бы счастья, да несчастье помогло.

Проект «Люди» Анастасии Дейнека из Донецка в пространстве «Любовь». Источник: сайт биеннале

Начиная с 8-й, с 2019 года, Московская биеннале поддерживает и продвигает только российских художников, говорит руководитель Московской международной биеннале современного искусства Юлия Музыкантская. А в Москву решили привозить лучшие вещи мировых звезд современного искусства, из коллекций ведущих мировых музеев. Партнером 8-й биеннале была Альбертина (Вена, Австрия), а у 9-й должен был быть римский MAXXI (Национальный музей искусства XXI века). В марте было принято принципиальное решение провести 9-ю биеннале в запланированные сроки и показать только наших художников. Получилось «Московская биеннале, русский взгляд». Фактически, мы сделали выставку 2 раза: сначала в залах Новой Третьяковки, а затем в виртуальном пространстве. Надеюсь, проект найдет своего зрителя.

Напомним, выставка в традиционном формате должна была работать с 7 ноября до 15 января 2023 года в Третьяковской галерее на Крымском валу. Однако 3 ноября организаторы получили уведомление от руководства Третьяковки об отмене выставки. А 22 ноября по распоряжению руководства госмузея начался демонтаж.

Объяснения такому шагу дирекция Третьяковской галереи дала, но — двоякие. Напомним, публично в начале ноября было заявлено, что «целый ряд экспонатов не соответствуют статусу избранной для биеннале площадки» — то есть о претензиях галереи к содержанию.

«11 октября 2022 г. мы с Третьяковкой подписали Дополнительное соглашение №1 к договору о совместном проведении выставки. По сути, этот документ длинный перечень всех экспонатов, с фотографиями. 27 страниц. Легко сравнить приложение с виртуальной выставкой, которую мы опубликовали. Разницы нет. То есть в октябре экспонаты соответствовали, а в ноябре вдруг перестали?» иронизирует Музыкантская.

Внутренние документы ГТГ, касающиеся закрытия выставки, не опубликованы. Что касается демонтажа выставки — имеется приказ директора галереи Зельфиры Трегуловой от 16 ноября о создании комиссии по демонтажу выставки. По формальному поводу: в письме дирекции Третьяковской галереи Художественному фонду Московской биеннале от того же 16 ноября говорится, что «ночью с 13 на 14 ноября в двух из семнадцати временных выставочных пространствах Выставки произошло обрушение мягкого потолочного линолеума с зеркальным эффектом».

В направленной 21 ноября подробной претензии фонда в адрес Зельфиры Трегуловой (имеется в распоряжении редакции) по этому поводу высказано предположение, что фрагменты облицовки упали в результате «несанкционированных действий сотрудников Галереи»  так как по состоянию на момент опечатывания все было в порядке. На одной из фото пространства «Бесконечность» как раз виден тот самый зеркальный потолок, и он действительно на своем месте.

Претензия биеннале к музею констатирует также «систематическое и ненадлежащее исполнение» ГТГ обязательств по соглашению от 30 августа. Отдельным пунктом вынесен демонтаж часть электросети Галереи (электрический щиток, проводка, таблички «выход», аварийный свет) постоянным подрядчиком Третьяковки, ООО «Триумф» накануне начала монтажа биеннале. Ещё один пункт неисполнение Третьяковкой пунктов договора об обеспечении пожарной безопасности выставки.

При этом никаких претензий к Фонду биеннале, если такие и были, от Третьяковской галереи в процессе подготовки проекта не поступало. «Практически вся переписка между сторонами в связи с подготовкой Выставки инициирована исключительно нами. На большую часть писем мы не получали ответа», констатирует его глава Юлия Музыкантская.

«Одностороннее решение Галереи 03.11.2022 г. о приостановлении выполнения всех работ и допуска подрядчиков в помещения не позволили завершить выполнение всех необходимых для открытия выставки работ», подчеркивается в претензии.

Одновременно с претензиями фонд Московской биеннале направил Третьяковке проект мирового соглашения, но при условии возмещения расходов фонда. «Компенсация расходов единственная возможность провести проект в 2023 году. Минкультуры, ПФКИ, да и любые организации не могут дать во второй раз деньги на один и тот же проект». Если не удастся договориться, следующая стадия разбирательств — уже судебная, причем речь, по словам представителей фонда, в этом случае будет идти не только о возмещении расходов, но и о компенсации репутационных потерь и морального ущерба. «Суда мы не боимся, потому что правы» уточняют в Московской биеннале.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру