Роман Рябцев: как киргизским музыкантам официально запретили использовать фонограммы

Фанера над Бишкеком: зрители порой готовы сами мириться с обманом

«За песни под фонограмму надо платить ксерокопиями денег».

Ронни Джеймс Дио

Страшную весть принес наступивший новый год киргизским артистам. С 1 января 2023 года артистам Кыргызстана запрещается использовать фонограмму. Соответствующий приказ подписал министр культуры Алтынбек Максутов. И теперь живой звук становится обязательным условием при выступлениях в зданиях госучреждений, образования и культуры, в театрах, филармониях, концертных залах, клубах, музеях, библиотеках, кинозалах и спортивных учреждениях. Запрет на использование фонограммы распространяется и на культмассовые мероприятия. В общем, хана киргизским фанерщикам. А что с нашими?

Фанера над Бишкеком: зрители порой готовы сами мириться с обманом
Восставшая из музыкального небытия шведская АВВА задала новый уровень виртуального формата.

Зарубежным артистам (читай: российским) никто не запретит выступать в Бишкеке под фонограмму, как привычно многим из них. Традиции скачек под «фанеру» на нашей сцене сильны и, не побоюсь этого слова, даже являются одной из основных скреп отечественного шоу-бизнеса. На рубеже 80-х и 90-х его родовые схватки выплеснули на сцену не только многочисленных клонов «Ласкового мая» и «Миража» (естественно, фонограммных, ну а как иначе?), но даже и целую обойму рокеров, не гнушавшихся трясти хаером и делать «козу» на сцене под металл, бодро льющийся из магнитофона «Маяк» (самой популярной тогда у «фанерщиков» модели).

«Ласковый май» — одни из главных первопроходцев жанра поп-клонирования. Фото: shatunov.com

И если в те времена использование фонограммы еще хоть как-то оправдывалось отвратительной технической оснащенностью концертных площадок (ну а чего еще можно было ожидать от допотопного филармонического аппарата, который помнил еще речи Хрущева с гибких грампластинок?), то «фанера» сейчас, в двадцать первом веке, даже в караоке средней руки по качеству звука на порядок лучше, чем в БКЗ «Октябрьский» в Ленинграде образца 1991 года.

Лично я считаю концерты под фонограмму самым настоящим мошенничеством. Обманом зрителя. И искренне хотел бы, чтобы Госдума и у нас приняла закон, подобный киргизскому (пока закон только регулирует, но не запрещает использование фонограммы). О, как бы очистилась природа! Сколько молодых артистов не могут пробиться на сцену, оккупированную безголосыми фонограммщиками с многомиллионными бюджетами, вложенными в раскрутку их покровителями…

* * *

Казалось бы, любой нормальный меломан был бы только за подобный закон. Кому нравится, когда за твои же кровные деньги, потраченные на билет, тебя жестоко обманывают, подсовывая вместо честного живого исполнения запись, которую ты бы мог спокойно послушать и дома? Но, к моему огромному удивлению, оказалось, что есть довольно-таки внушительная прослойка зрителей… которым абсолютно ВСЕ РАВНО!

Когда я запостил эту новость про киргизский закон в своем телеграм-канале, то в комментариях внезапно для меня развернулась бурная дискуссия. Некоторые аргументы просто сразили меня наповал, например: «А я была бы рада, если бы артисту было разрешено и не считалось чем-то неприличным петь под свою фонограмму. Вот есть артист, хороший, но у него в силу возраста уже не получается так же петь, как в молодости. А зритель, противный, приходя на концерт, ожидает услышать такое же исполнение, как он привык слушать в записи… То есть хорошо если живьем, но если уже не выходит живьем хорошо, то можно и под свою фонограмму». Или еще: «Если шоу качественное, то пусть и «фанера», иногда живой голос далеко не лучше. Ну, у вас взгляд профессионала, а я как потребитель не искушен». «Кому это певец вдруг должен стал? Я прихожу посмотреть и послушать любое исполнение. Или не прихожу» — и так далее…

То есть оказалось, что многие совершенно добровольно готовы к тому, что их нагло обманывают на концертах! И обманываться рады: готовы слушать фонограмму ради красочного шоу (в цирк, что ли, лучше бы сходили: там шоу по-любому разнообразнее, чем у любой безголосой певички. Слоны опять же…).

* * * 

Конечно, выступления под фонограмму — не наше посконное изобретение. Кроме телешоу (где живой звук крайне сложно организовать) всю прелесть выступлений под магнитофон артисты оценили еще в эпоху диско: почти что обязательный для этого стиля оркестр с собой на гастроли не потаскаешь, а вот пленку с записью — легко! Кроме концертов обман публики змеей просочился и в студии. Фрэнк Фариан, продюсер знаменитых Boney M., ввел в состав группы абсолютно не умеющего петь танцора Бобби Фаррелла, который усердно раскрывал рот под фонограмму, записанную самим Фрэнком. Фишка, как говорится, прокатила, и Фариан допилил фанерное искусство до абсолюта. Один из его следующих проектов, дуэт Milli Vanilli, состоял из двух стриптизеров, за которых в студии пели не столь молодые, красивые и совершенно не умеющие призывно вращать тазом джазовые певцы. Когда обман вскрылся, продюсера через суд обязали вернуть деньги за проданные альбомы каждому желающему покупателю. Фрэнку Фариану пришлось заплатить аж 3,4 миллиона долларов!

Но в наших реалиях, увы, можно сколь угодно и совершенно безнаказанно раскрывать рот под чужой голос. И ничего за это не будет! Взять тот же «Мираж»: под фонограмму, записанную Маргаритой Суханкиной и Натальей Гулькиной, по стране ездили столько составов… что даже я, неоднократно пересекавшийся с «Миражами» на гастролях, всех этих прекрасных дам и не вспомню! Здесь, конечно, сыграла свою роль полная неинформированность публики о настоящих участниках записей, что, собственно, и было спланировано авторами проекта. Раз никто певиц в лицо не знает, значит, можно катать по стране несколько составов и грести деньги в многократном размере.

Еще один из десятков подобных примеров: уже вроде вся страна знала, что суперхит «Ночное рандеву» на самом деле спел Вадим Усланов, а Крис Кельми только мужественно играл бровями и остальным лицом в клипе… но это ничего не изменило! Никто не подверг Кельми общественному порицанию, не отменил концерты, съемки и так далее. Людям оказалось… все равно! При этом если бы они пришли в ресторан, и им вместо еды предложили бы полюбоваться на ее фотографии, а потом затребовали счет, как за настоящий ужин, — вот тут бы любой возмутился и устроил скандал! Но когда ровно то же самое происходит на концертах…

Вообще, надо бы жестко обязать писать на афишах: «Концерт проходит под полную фонограмму». Пишут же на пачках сигарет всякие страшилки, а почему здесь не предупреждают? Нет, формально такие требования вроде даже есть, я как-то на паре афиш видел надписи: «Концерт проходит под частичную фонограмму», но их никто особо не соблюдает (особенно на гастролях в глубинке). А вот если бы (по аналогии с пачками) предупреждающая надпись занимала половину афиши… то многие наверняка еще бы десять раз подумали: готовы ли они отдать свои настоящие деньги за ненастоящее пение.

* * * 

Другой аспект: в связи с развитием музыки, сочиненной, сыгранной и даже спетой искусственным интеллектом (о чем я писал в своей предыдущей статье), возникает все больше вопросов в отношении той же фонограммы во время концертов. Представьте себе концерт… компьютерной программы. Так сказать, ИИ-Live. Будет ли это ЖИВОЕ исполнение (то есть — в реальном времени, компьютерной программой) считаться «фанерным концертом»? Раз уж слушатели по всему миру активно слушают и покупают музыку в исполнении ИИ, то почему бы не устраивать и подобные шоу? Как положено: с голограммами «исполнителей» на сцене (это уже сейчас почти что обыденная реальность, к слову). Что тогда будет с индустрией развлечений?

Мне вот кажется, что развитие подобных «искусственных артистов» очень быстро поставит крест на карьерах многочисленных «поющих трусов». Нейросеть поет несравнимо качественнее, даже душевнее. Я много компьютерных исполнений отслушал и могу с уверенностью сказать, что 90 процентов российских певиц могут смело переквалифицироваться в консьержки. Ну, или в тарологи и мастериц по ноготочкам. С ИИ им уже сейчас тягаться нереально. А уж в части шоу… сами понимаете: компьютерная графика развивается со страшной скоростью, и уже скоро люди, которые сейчас готовы «слушать магнитофон» на концертах, с радостью будут ходить на феерические 3D-шоу искусственных артистов.

Впрочем, есть уже концерты на стыке живого и искусственного. Не столь давно воссоединившиеся ABBA провели несколько месяцев в студиях, записывая свои вокальные партии и оцифровывая свои сценические движения для собственных голографических аватаров (ну, трудно старичкам на сцене уже!). И теперь это шоу идет с огромным успехом: музыканты сессионной группы подыгрывают живьем, а «поет и танцует» фонограмма с проекциями существенно омоложенных участников легендарного ансамбля. В России нечто подобное тоже сделали музыканты группы «Кино», живьем игравшие концерты под записанный голос Виктора Цоя…

И в недалеком будущем те из музыкантов, которые НА САМОМ ДЕЛЕ могут играть и петь, и делают это не просто хорошо, а на высшем уровне, со своей неповторимой изюминкой (неподвластной компьютерной имитации), станут настоящей артистической элитой. Помните, как в «Пятом элементе» публика за бешеные деньги летела на Луну, чтобы посетить концерт уникальной певицы Плавалагуны? Уверен, что (пусть и не на Луне) в ближайшем будущем сформируется этакая каста суперисполнителей, а музыкальный масс-маркет будет в основном заполнен красочной 3D-жвачкой в исполнении развивающихся с воистину пугающей скоростью компьютерных «артистов».

Ну а пока этот дивный новый мир еще окончательно не наступил… проявите капельку уважения к тем, кто по-настоящему и искренне отдает себя зрителям на сцене. Не ходите на шоу «фанерщиков», их можно и дома в записи посмотреть. Ходите на концерты живых (во всех смыслах) музыкантов. И, как говорил робот Вертер, будет что на свалке вспомнить…

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №28952 от 18 января 2023

Заголовок в газете: Фанерой над Бишкеком

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру