В Москве показали новую версию балета по сказке Павла Бажова

Невыплаканные слезы Хозяйки Медной горы

Театр танца «Гжель» показал свою первую в этом сезоне премьеру — «Уральский сказ. Хозяйка Медной горы» по произведениям Павла Бажова. Тема эта для балета не новая, а вот для театра народного танца постановка цельного сюжетного двухактного спектакля большая редкость.

Невыплаканные слезы Хозяйки Медной горы
Фото: Марина Ватанская

«Сказ о каменном цветке» на музыку Сергея Прокофьева был впервые поставлен в Большом театре в феврале 1954 года. Изначально идею балета на сюжет уральских сказов Павла Бажова «Малахитовая шкатулка» (1939) Прокофьеву предложил хореограф Леонид Лавровский. Подход к новой постановке оказался перегружен принципами насаждаемого тогда «реализма в балете». Спектакль постоянно переделывался, и как итог — громкая неудача. Несколько лет спустя в Ленинграде к этой же теме обратились молодой хореограф Юрий Григорович, за плечами которого в ту пору были лишь два спектакля в самодеятельном коллективе. И именно его «Каменный цветок», поставленный совместно с опытным мастером сценографии Симоном Вирсаладзе и выпущенный в Кировском (сейчас Мариинском) театре в 1957 году, стал поворотным пунктом в развитии отечественного балета. Впоследствии эта постановка была перенесена в Большой театр, она шла и идет на сценах многих российских театров. Были у постановки и подражатели. Однако в дальнейшем, несмотря на ее популярность, в балете тема развития не получила.

И вот спустя много лет к ней обратился балетмейстер Константин Уральский. Автор таких спектаклей, как «Андрей Рублев», «Вальс белых орхидей», своей версии балета «Кармен», . Это хореограф классический, он много лет возглавлял такие зарубежные и российские компании, и поэтому использовал в новом своем творении не типичную для театра народного танца лексику. Для создания нового балета музыкальную партитуру заказал композитору Кириллу Волкову. Художником-постановщиком спектакля стала Алина Яковлева, а художником по костюмам — Ольга Глазунова. Уральский написал для спектакля либретто. Содержание нового балета примерно такое же, как балета Григоровича, хотя образа Каменного цветка здесь нет: главные герои — тоже пара влюбленных, есть противодействующий их счастью приказчик, типичная фигура в бажовских сказах. Присутствует здесь и сама Хозяйка Медной горы. Но имена главных героев другие — Степан и Настя. А для того чтобы сделать историю понятней зрителю, хореограф изменил их судьбу, сделав ее похожей на судьбу хорошо известных бажовских героев — Данилы-мастера и Катерины.

Новый герой балета Степан — крепостной крестьянин, работающий на горном заводе, — тоже является одним из персонажей сказа Бажова. Но в отличие от Данилы-мастера, любившего свою Катерину, и освободившую суженого от чар Хозяйки, Степан у Бажова в каменную деву действительно влюблен. Встретив ее в лесу, он выполняет просьбу Хозяйки, за что она обещает стать его женой. Однако Степан не женится на волшебнице, так как обещал взять в жены сироту Настеньку. Когда Степан умирает в лесу, возле него замечают большую ящерку (это Хозяйка Медной горы), которая плачет у его тела. В руке у покойного Степана находят драгоценные камешки — слезы Хозяйки. В балете Уральского рассказана совершенно другая история, похожая на историю Данилы-мастера и Катерины в балете Григоровича. Это делает балет легким для восприятия, с детства знакомого с этой сказкой. Но с другой — лишает хореографа возможности создать более сложное повествование. Однако балет — не литература. У него свои законы. И тут нельзя не отметить свежесть драматургического решения. Эпизоды в «Уральском сказе» не затянуты, подогнаны один к другому бесшовно. В результате создается напряжение, хорошо двигающее действие.

Присутствует в новом балете Константина Уральского и фигура рассказчика, которая есть и у Бажова. Прототип деда Слышко сторож Василий Хмелинин когда-то и познакомил молодого писателя с уральскими легендами. Сторож пересыпал свою речь словечком «слышь-ко». Отсюда и прозвище. В балете партию Сказителя колоритно исполнил Дмитрий Толмасов. Хороши в своих ролях и Татьяна Мокрицкая (Хозяйка Медной горы), Евгений Пшеничников (Степан), Ангелинв Кондакова (Настенька), Константин Елагин (Приказчик). Спектакль Уральского отличается музыкальностью и полифонией. Привносит хореограф в свой балет и синтез разных танцевальных стилей: помимо обычных для народного танца дробушек и хороводов здесь присутствуют элементы классического танца, хип-хопа, акробатики. При этом используются элементы уральских танцев, таких как «захватки», или характерные «колющиеся» движения. Причем все это Уральский сочетает логично. Раньше театр народного танца существовал больше как дивертисментный жанр: концертов из небольших номеров. Теперь у нас на глазах рождается новый тип спектакля, предназначенный для народного театра.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №28957 от 25 января 2023

Заголовок в газете: Невыплаканные слезы Хозяйки Медной горы

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру