В Пушкинском музее рассказали, как Шлиман провез клад контрабандой в Германию

И при чем тут Турция

В Пушкинском музее открылась выставка «Шлиман. Троя рядом», посвященная великому кладоискателю, который поверил своей детской мечте и нашел легендарный город из гомеровской «Илиады». Прежде Троя считалась мифом. Год назад, аккурат к 200-летию Генриха Шлимана, ГМИИ представил результаты исследования 65 предметов — анализ провели с помощью цифрового микроскопа высокого разрешения. Это был «эпиграф» к масштабной выставке о Шлимане и его находке, которую предполагалось сделать вместе с немецкими и греческими музеями. Из 19 кладов в Москве хранится 13 — это то самое золото, которое в 1945 году советские солдаты вывезли из Берлина и которое хранилось в закромах Пушкинского музея до 1990-х. Предполагалось, что разделенная историей коллекция воссоединится и впервые предстанет единой. Не случилось — история вновь сделала кульбит. Несмотря на это, в ГМИИ сумели дать зрителю возможность почувствовать себя сопричастным к поискам Трои.

И при чем тут Турция

Каждый посетитель выставки может почувствовать себя кладоискателем. Для этого придумано несколько тематических маршрутов, которые можно пройти самостоятельно с аудиогидом. За время подготовки проекта вокруг фигуры Герхарда Шлимана выросла целая энциклопедия в разных жанрах — от забавных познавательных комиксов до порой очень резких оценок фигуры знаменитого археолога. Ровно 150 лет назад немец, живший долгое время в России, бросивший здесь семью и уехавший ради своей детской мечты на поиски мифического города, нашел клад, который мы сегодня знаем как «золото Трои». Юбилей открытия дал повод провести новое расследование на тему «кто такой Генрих Шлиман». Занимались им школьники и студенты — около 50 молодых кладоискателей копались в сложной истории. Результаты их трудов публика может изучать виртуально и предметно во время аудиопрогулки. 

В экспозиции — редкие предметы из запасников только Пушкинского музея (от III тысячелетия до н.э. до XX века) и результаты их исследования, сделанные на новейших приборах за последние несколько лет. Отдельная глава — загадочная история появления троянской коллекции в ГМИИ. Материалы об этом логично поместили в «Кабинет директора», который превратился в выставочное пространство после смерти Ирины Антоновой. Здесь, на письменном столе, принадлежавшем еще Ивану Цветаеву, основателю Музея изобразительных искусств, а затем и последующим директорам, можно найти интересные материалы о Шлимане. Среди экспонатов – например, книги, которые археолог-самоучка отправлял историку и археологу Ивану Цветаеву. Кто бы мог тогда представить, что спустя более полувека сенсационная находка окажется в ГМИИ. Произошло это в 1945-м – директором тогда был скульптор-монументалист Сергей Меркулов, которому довелось восстанавливать поврежденный бомбардировками музей после ВОВ. Он надежно спрятал клады Шлимана – да так, что сотрудники не знали где. Сенсационная премьера археологической коллекции случилась спустя десятилетия при следующем директоре Ирине Антоновой. Показывали тогда с опаской. В 1996-м выставка проходила в разгар ожесточенных споров между президентом Ельциным и Госдумой по поводу реституции – возврата культурных ценностей, ввезенных в СССР после войны. «Золото Трои», известное также как «клад Приама», оказалось в их эпицентре. На него претендовали Германия и Турция. Перипетии вокруг «золота Трои» – еще одна драматическая глава выставки.

Шлиману ведь не сразу поверили, что он нашел заветную Трою. Открытие случилось 31 мая 1873 года: при раскопках на холме Гиссарлык археолог заметил, как в нише крепостной стены, как он позже рассказывал, что-то блеснуло. Находку Шлиман решил извлечь без лишних глаз. В тот день от откопал большой сосуд, в котором находилось около 10 тысяч разных артефактов – украшений, бусин, посуды из золота. Открытие Шлиман назвал «кладом Приама» – по имени последнего царя Трои.

На самом деле сокровища не имеют никакого отношения к царю Приаму. Шлиман был удачливым археологом, но самоучкой и фактически совершил вандализм, потому что срыл холм Гиссарлык, уничтожив культурный слой гомеровской Трои. Он открыл более древний город. И все же немец сделал невероятное открытие, которое долго не хотели признавать. «Сожженный город, который Шлиман называет Троей, – это лишь убогая деревушка!», «Шлиман остается полоумным и заблуждающимся человеком», – писали о нем в прессе. Многие считали, что «золото Трои» – подделка. И все же фотографии его молодой жены-гречанки облетели все первые полосы газет. Шлиманом то восхищались, то ругали на чем свет стоит. 

Судьба «золота Трои» стала предметом споров государств сразу после его обнаружения. Первоначально Шлиман хотел оставить сокровища на хранение властям Греции и даже обещал построить на собственные средства музей в Афинах. Но власти Греции отказались, опасаясь поссориться с Турцией, на территории которой шли раскопки. Потом Шлиман предложил клад любой стране, которая готова построить для коллекции музей и назвать его именем. Но никто не решился. В итоге археолог подписал с Турцией договор, согласно которому обещал оставить клады ей, но вместо этого под покровом ночи все вывез контрабандой в Германию. То есть там артефакты оказались нелегально, пусть и по воле их первооткрывателя. Потом был суд, и Шлимана обязали заплатить штраф в 10 тыс. франков. Археолог выплатил в три раза больше. В 1881 году Шлиман поместил коллекцию в Берлинский музей, откуда она исчезла в 1939-м. Для сохранности ее спрятали в бункере под зоопарком. А не так давно выяснилось, что директор немецкого музея древностей Вильгельм Унферцагт, опасаясь мародеров, сам передал клады командованию Красной Армии, вошедшей в Берлин (лишь после смерти Унферцагта его супруга обнародовала письма о судьбе троянского золота).

В 1993-м российские власти признали, что «клад Приама» находится в Москве и частично в Эрмитаже. С тех пор ведутся работы по изучению сокровищ, но только недавно они вышли на высокотехнологичный уровень, за которым могли наблюдать посетители музея весь год: цифровые микроскопы располагались в стеклянных павильонах экспозиции.

Немало открытий было сделано у всех на глазах, уточнений в датировках предметов. Предполагалось, что сотрудничество с западными музеями позволит исследователям сопоставить коллекции и сделать новые открытия. Но большая политика поставила еще одну запятую в этой запутанной истории «золота Трои», став поводом для нового мифотворчества теперь уже молодых кладоискателей, подробно описавших для проекта перипетии «клада Приама» и его первооткрывателя. 

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру