Эскиз по пьесе драматурга из Омска вызвал протесты у зрителей

Спектакль из Прокопьевска: девочка из маленького города, ее физрук и одиночество

Во внеконкурсной программе фестиваля «Золотая маска» «Маска Плюс» показали спектакль «Делай все, что хочешь, пока я тебя люблю». Поставлен он Муратом Абулкатиновым в Прокопьевском драматическом театре по пьесе молодого драматурга из Омска, ученицы Николая Коляды Светланы Баженовой. 

Спектакль из Прокопьевска: девочка из маленького города, ее физрук и одиночество
Фото: Виль Равилов. Пресс-служба "Золотой маски". Сцена из спектакля: «Делай все, что хочешь, пока я тебя люблю»

Когда-то Николай Коляда привозил в Москву спектакль по ее пьесе  «Как Зоя гусей кормила», а в Екатеринбурге его играли в деревянном доме в центре города, своего рода резиденции современных авторов. Интересно, что спектакль из Прокопьевска не единственный в программе «Золотой маски» по пьесе, полное название которой звучит так:  «Это я тебе ухо откусила, или Делай все, что хочешь, пока я тебя люблю …».  Есть еще и версия Саратовского ТЮЗа.   

В Прокопьевске активно работают с современной драматургией, приглашают молодых режиссеров. А спектакль Мурата Абулкатинова появился на свет благодаря режиссерской лаборатории современной драматургии «Эксперимент 123», посвященный теме «Опасный возраст». Получасовой эскиз рождался в течение пяти дней. Потом уже на его основе появился часовой спектакль. 

Московские зрители, хотя их состав не ограничивается только столицей, и многие приехали со всей страны, что выяснилось после спектакля, перед его началом обсуждают, где находится Прокопьевск. Многие не знают, что это город в Кемеровской области. После спектакля идет обсуждение, на котором остаются постоянные посетительницы программы «Маска Плюс». Мужчин совсем мало. И тем, кто остался, не надо объяснять, где находится Прокопьевск. 

Многих спектакль задел за живое, и только одна девушка, лица которой было не разглядеть за капюшоном, представившаяся: «Я – артист», категорично сказала: «Разве можно было такое везти в Москву? Это же очень плохо». Она говорила, что музыка старомодная и ужасная, и Джим Джармуш, к которому апеллируют авторы, едва ли не прошлогодний снег. После отповеди девушка тут же уходит. Режиссер и артисты мужественно принимают ее резкое суждение. Каждый имеет право на свое мнение. И надо сказать, что она была во многом права. То, что хорошо в лабораторном показе, на всегда оправданно в других обстоятельствах. Успех на экспериментальной площадке в Прокопьевске или где-то еще – не всегда повод для выхода на крупную платформу. Но если уж дерзнули, то надо быть готовым к провалу.

Кураторы программы объясняют свой выбор стремлением показать, что в нашем театре существует пласт профессиональной современной драматургии, к которой относится и пьеса Светланы Баженовой, что это попытка осмысления частной истории в контексте семьи и исторической перспективы. Мурат Абулкатинов и сам из небольшого городка Новоузенска Саратовской области. Выпускник Саратовской консерватории им. Собинова, с дипломом артиста театра кукол, имеет опыт работы в кукольных театрах.  В 2022-м окончил  мастерскую Сергея Женовача в ГИТИСе, много ставит и постоянно участвует в экспериментальных проектах и лабораториях.  По его признанию, пьесу Светланы Баженовой  прочел давно, и она оставила яркий след, а подростковая тема близка, поскольку и сам он отчасти подросток в душе. 

Первое, что встречает зрителя, – это пелена, окутывающая небольшую сцену. Она вызывает кашель. Говорят, что в Прокопьевске  эффект пелены стопроцентно работает. Она окутывает и сцену, и зал, создавая иллюзию одиночества, оторванности от остального мира. На сцене почти ничего нет. Черная коробка и свет, экраны телевизоров вокруг и фигурка девушки в белой мужской рубашке. На голове у нее сбитая на бок фата. Юную невесту, у которой не было свадьбы, зовут Света. Ей 16 лет, и она переживает все то, что обостренно воспринимают ее ровесники: трудности общения с родителями, первую влюбленность, ощущение ненужности. Актриса  Александра Булатова напоминает подростка –как тростинка на ветру. Тушь размазана, огромные глаза, словно наполненные слезами. Светка  разговаривает с кем-то, кого мы не видим.  Ей хочется, чтобы ее оставили в покое, она уверена, что никому не нужна. И стоит на крыше одна. Неверный шаг – и ничего не будет.  

Света – под впечатлением от фильма «Выживут только любовники» Джима Джармуша, который любит и сам режиссер. На задник проецируются титры, и мы увидим имена  Тильды Суинтон и Тома Хиддлстона, других актеров, снимавшихся в картине. Кое-кому из зрителей это кажется ужасно старомодным, потому как Джармуш – это уже что-то из прошлого. Хотя и  культовая для многих картина. Света рассказывает нескольким знакомым и незнакомым людям о своих переживаниях. Ее собеседников мы не видим, слышим только их голоса. Но после спектакля на сцену выйдут актеры и певица Валерия Климова, чей голос звучит со сцены. Света предоставлена сама себе, ей предстоит разобраться в собственных чувствах и окружающем мире, понять, зачем, собственно, жить. 

Она еще школьница, но у нее роман с физруком, взрослым мужчиной. У него руки как у ее отца, и это важно. Она переживает уход отца из семьи, и это самая болезненная тема для девочки. Ее бабушка постоянно говорит ей про Иисуса Христа, подкрепляя свои слова нецензурным словом. (Говорят, что  в  Прокопьевске установлен  памятник Иисусу.) В этом сумбурном мире и живет главная героиня, которую очень нервно и трогательно сыграла Александра Булатова, но и это не спасает ситуацию. Эскиз так и остался эскизом. С ним надо что-то делать, тогда уже можно отправляться и в большое плаванье. А пока больше вопросов к авторам спектакля и тем, кто его пригласил на «Золотую маску». Возможно, это трудности перехода на новую сцену. Не все его выдерживают. 

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру