Мариупольская филармония стала театром: здание, где побывал Путин, восстановили

Музыкантам приходится ютиться в ДК

Владимир Путин во время недавней исторической поездки в Мариуполь побывал в разных локациях, в том числе в только-только восстановленной филармонии. Только вот сияющие залы местные музыканты, как и все россияне, увидели по телевизору. Сами они вынуждены ютиться во Дворце культуры близлежащего поселка городского типа. Когда вынужденное «новоселье» эстрадно-симфонического оркестра Мариуполя закончится, не знает никто, в том числе дирижер Василий Шакула. С музыкантом из приморского города поговорил корреспондент «МК».

Музыкантам приходится ютиться в ДК

— Василий, какая точка на карте юга Донбасса сейчас считается домом вашего оркестра?

— Мы базируемся в поселке Сартана, это в 20 км от Мариуполя. Там нас приютили в ДК им. Тамары Кацы, нам выделено место в фойе второго этажа. Мы там вполне нормально репетируем. Репетируем, убираем скамеечки, после нас занимаются дети, на следующий день приходим и опять ставим всё. Мы приспособились, учитывая нашу обстановку, процесс восстановления города, смирились и все понимаем.

— Сколько человек сегодня в вашем оркестре и как вы добираетесь до поселка?

— Сейчас у нас 34 человека. Логистика очень сложная. Буквально несколько дней как наладилось, а до этого репетиционный процесс мы подстраивали под транспорт. В выходные дни он ходит по одному расписанию, в рабочие — по другому. Кто-то на двух видах транспорта добирается, кто-то на трех. Я доезжаю до автостанции №2, пересаживаюсь и еду прямо до Сартаны.

— И так каждый день?

— Конечно. Рабочий день у нас каждый день. Если зал занят, мы самоподготовкой занимаемся, но в основном так.

— 34 человека достаточно, чтобы давать полноценные концерты?

— В принципе, да, но у нас некомплект. Нам министр в самом начале говорил: «Ребята, берем на работу тех, кто возвращается». У меня нет флейты, гобоя, гитаристов — еще три человека нужны как воздух. Но вернулись, например, духовики, тромбоны. Не все пока, но я делаю аранжировки, подгоняю под наш состав.

— До освобождения Мариуполя в каком учреждении был «прописан» оркестр?

— Конечно, в филармонии. Сейчас она вроде бы как отремонтирована, но мы туда не переселились.

— Пострадало ли здание во время боевых действий?

— В зале, где находился симфонический оркестр, была дыра в крыше. А на другой стороне крыша уцелела, мы там находились, пока не начался ремонт.

— Когда Владимир Путин приезжал, он был в филармонии?

— Конечно. Я видел по телевизору наше здание. Даже удивился: зал чистый, рояль стоит «Бехштейн». У нас два рояля было, один на сцене, второй в фойе. Теперь они вместе стоят, это важно, рояль дорогой. Мне очень понравилось, как там все стало. Я там не был еще. Сейчас в филармонии частично работает драмтеатр — в одном крыле. Больше я ничего не знаю. Нам сказали: ждите распоряжений. Я такие решения не принимаю, мое дело творческий процесс. Я готовлюсь к поездке в Петербург. Программа ко Дню освобождения Донбасса, ко Дню Победы, наработка репертуара — вот мои задачи.

Понимая, что в любой сфере, в том числе в культуре, есть понятие «компетенция», мы обратились в министерство культуры ДНР и получили следующий комментарий по поводу здания на проспекте Металлургов, 52: «В рамках соглашений с шефами–регионами Санкт-Петербург занимался работами по восстановлению здания Мариупольской филармонии (сегодня это юридический адрес ГБУ «Мариупольский республиканский ордена «Знак почета» русский драматический театр»). Работы были начаты в июле 2022 года и продлились три месяца. Произведен капитальный ремонт деревянных конструкций и покрытия кровли, полноценный ремонт внутренних помещений с первого по третий этажи, полностью заменены остекление и входные двери. Заасфальтирована территория вокруг и подготовлена парковочная площадка».

На вопрос, когда ожидается возвращение в филармонию эстрадно-симфонического оркестра, мы услышали, что там «осуществляется репетиционная деятельность театра. Параллельно ведется работа над тем, чтобы шли спектакли для зрителей».

И далее нам указали нынешнее местонахождение оркестра — в Сартане. Судя по всему, филармонию преобразовали в театр бесповоротно, и если музыканты получат в будущем собственное помещение, то какое-то другое.

Осталось выяснить у Василия Шакулы, пострадали ли инструменты и оборудование оркестра во время обстрелов, есть ли у оркестра хотя бы минимальные ресурсы для функционирования. Вот что нужно было узнать обязательно.

— Инструменты пострадали. Донецкая филармония дала нам виолончель. У нас ее не было совсем. Но этого недостаточно. Очень плохая электроаппаратура. Мы же эстрадно-симфонический оркестр! А колонки никакие, микрофонов для подзвучки нет. Мы очень плохо технически оснащены.

— Знают ли об этом в Донецке?

— Знают. Но нужно понимать, что их бомбят каждый день. Мы-то нормально, а их так фигачат, что им не до наших проблем.

Очевидно, что в ситуации, когда столица ДНР каждый день под огнем, а в тыловом Мариуполе возникает шанс на нормальную жизнь, в том числе культурную, оркестру, существующему в сложнейших условиях (и не жалующемуся на трудности — это особо стоит подчеркнуть), обязана помочь материковая Россия.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру