Выявлен секретный ингредиент в картинах Леонардо да Винчи

Исследование работ «старых мастеров» пришло к удивительным выводам

Согласно новому исследованию, великие «старые мастера», такие как Леонардо да Винчи, Сандро Боттичелли и Рембрандт, возможно, использовали в своих картинах маслом белки (протеины), особенно яичный желток.

Исследование работ «старых мастеров» пришло к удивительным выводам

Следовые количества остатков протеина уже давно были обнаружены на классических картинах, написанных маслом, хотя их часто приписывали загрязнению. Новое исследование, опубликованное во вторник в журнале Nature Communications, показало, что включение в состав красок белка, вероятно, было преднамеренным — и проливает свет на технические знания старых мастеров, самых искусных европейских живописцев XVI, XVII или начала XVIII века, и на то, как они готовили свои краски.

«Существует очень мало письменных источников об этом, и ранее не проводилось никакой научной работы по столь глубокому изучению этого вопроса", - рассказывает автор исследования Офели Ранке из Института проектирования механических процессов и механики Технологического института Карлсруэ в Германии. – Наши результаты показывают, что даже с очень небольшим количеством яичного желтка можно добиться удивительного изменения свойств масляной краски, демонстрируя, насколько это могло быть полезно для художников».

Как отмечает Си-эн-эн, по сравнению с темперой, разработанной древними египтянами, которая сочетает яичный желток с порошкообразными пигментами и водой, масляная краска создает более интенсивные цвета, обеспечивает очень плавные цветовые переходы и высыхает гораздо быстрее, поэтому ее можно использовать в течение нескольких дней после приготовления. Однако масляная краска, в которой вместо воды используется льняное или сафлоровое масло, также имеет недостатки, в том числе более подвержена потемнению цвета и повреждениям, вызванным воздействием света.

Поскольку изготовление краски было кустарным и экспериментальным процессом, вполне возможно, что старые мастера добавляли яичный желток, знакомый ингредиент, в новый тип краски, который впервые появился в седьмом веке в Центральной Азии, а затем распространился в Северной Европе в Средние века и Италии в эпоху Возрождения. В ходе исследования исследователи воссоздали процесс изготовления краски, используя четыре ингредиента: яичный желток, дистиллированную воду, льняное масло и пигмент — для смешивания двух исторически популярных и значимых цветов, свинцово-белого и ультрамариново-синего.

«Добавление яичного желтка полезно, потому что оно может кардинально изменить свойства этих красок, – рассказывает Офели Ранке, - например, по-другому проявляя старение: краске требуется больше времени для окисления из-за антиоксидантов, содержащихся в желтке».

Химические реакции между маслом, пигментом и белками в желтке напрямую влияют на поведение краски и ее вязкость. «Например, свинцово-белый пигмент довольно чувствителен к влажности, но если вы покроете его слоем белка, это сделает его намного более устойчивым к воздействию влаги, что делает краску довольно легкой в нанесении», – говорит Ранке.

«С другой стороны, если вам нужно что-то более жесткое, без необходимости добавлять много пигмента, с помощью небольшого количества яичного желтка вы можете создать краску с высокой плотностью», - добавила автор исследования, имея в виду технику рисования, при которой краска наносится мазком, достаточно толстым, чтобы мазки все еще были видны. По словам Ранке, использование меньшего количества пигмента было бы желательно столетия назад, когда некоторые пигменты, такие как лазурит, использовавшийся для получения ультрамаринового синего, были дороже золота.

Прямое свидетельство эффекта яичного желтка в масляной краске или его отсутствия можно увидеть в "Мадонне с гвоздикой" Леонардо да Винчи, одной из картин, наблюдавшихся в ходе исследования. В настоящее время эта работа экспонируется в Старой пинакотеке в Мюнхене, Германия. На ней отчетливо видны "морщины" на лице Марии и ребенка.

Одной из причин образования "морщин" может быть недостаточное количество пигментов в краске, и исследование показало, что этого эффекта можно избежать с добавлением яичного желтка: "Это довольно удивительно, потому что в вашей краске такое же количество пигмента, но присутствие яичного желтка все меняет."

Поскольку сморщивание происходит в течение нескольких дней, вполне вероятно, что Леонардо и другие старые мастера могли уловить этот особый эффект, а также дополнительные полезные свойства яичного желтка в масляной краске, включая устойчивость к влажности. "Мадонна с гвоздикой" - одна из самых ранних картин Леонардо, созданная в то время, когда он, возможно, все еще пытался освоить недавно ставшую популярной масляную краску, рассказывает Си-эн-эн.

Другой картиной, замеченной во время исследования, была "Оплакивание мертвого Христа" Боттичелли, также выставленная в Старой пинакотеке. Работа в основном выполнена темперой, но для фона и некоторых второстепенных элементов была использована масляная краска.

"Мы знали, что на некоторых частях картин видны мазки кисти, типичные для того, что мы называем картиной маслом, и все же мы обнаружили присутствие белков", - отмечает Офели Ранке.

Поскольку добавление яичного желтка оказало столь желаемый эффект на масляную краску, присутствие протеинов в работе может свидетельствовать о преднамеренном использовании, предположили исследователи. Ранке надеется, что эти предварительные выводы могут привлечь больше интереса к этой малоизученной теме.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру