Зевса и Вергилия нашли на православных иконах

Как герои античности попали в храмы

Музей имени Андрея Рублева представил маленькую, но знаковую выставку «Эллинские мудрецы», где демонстрируются уникальные памятники русской церковной культуры. Перед нами иконописные изображения язычников: римского поэта Вергилия, древнегреческого бога Зевса и афинского правителя Солона, которые с начала ХVIII века украшали иконостас деревянной церкви маленького села в Тверской области. Как в храме в русской глубинке оказались древние философы и поэты, узнал «МК».

Как герои античности попали в храмы

Всего в камерном пространстве малого выставочного зала церкви Архангела Михаила представлено четыре иконописных памятника, три из них показываются впервые. Один из них создан во второй половине ХIХ века. Это не классическая икона, больше похожая на картину в стиле классического академизма. На ней изображен римский философ Иустин, который жил во втором веке нашей эры. Он принял христианство, стал миссионером и пострадал за веру: был казнен в 165 году. Иконы с изображением философа-мученика встречаются в православных и католических храмах, но здесь зрителям представлен редкий пример почти светского изображения Иустина. Мученик в классических для римского философа одеждах, без нимба над головой, держит в руках свиток. Сбоку, в тени деревьев, виднеется еще одна фигура. Очевидно, это оппонент Иустина философ-киник Кресцент, с которым они публично спорили. Возможно, Кресцент был причастен к казни Иустина. Эта живописная икона пополнила собрание музея в прошлом году (ее выкупили у частного лица).

Еще три памятника относятся к одному ансамблю начала ХVIII века. Некогда они украшали церковь Сельца-Карельского Удомельского района Тверской области. В 1970-х годах там работала экспедиция Музея имени Андрея Рублева и нашла две из представленных икон. А совсем недавно в одной из частных коллекций обнаружилась и третья — из того же ряда. Ее атрибутировал известный исследователь Александр Преображенский. Впервые публика может увидеть их вместе.

— Эти изображения были написаны, предположительно, новгородскими мастерами в Сельце-Карельском в петровское время — в 1719–1721 годах, — рассказывает «МК» куратор выставки, заместитель заведующего научно-исследовательским отделом Музея Рублева Алексей Гульманов. — Они находились в подместном ряде иконостаса, то есть под иконами местного ряда, на уровне ног прихожан. Это не святые персонажи — эллинские мудрецы: язычники, которые предрекли рождение Христа.

«Пророчества эллинских мудрецов» — сборник текстов с изречениями античных философов и поэтов — появился на Руси в XVI веке и не раз переписывался. «Языческая апология» христианства, видимо, и послужила основным источником образов, которые начали появляться в русских храмах в XVI веке. Их можно найти в Благовещенском соборе Московского Кремля, в храме Живоначальной Троицы в Останкине, встречались они в церквях Новгорода и Пскова. Но редко. И обычно на дверях, где-то при входе в храм. В России не больше десятка церквей, где можно найти изображения эллинских мудрецов. А чтобы они обнаружились в далекой от больших городов деревне — совсем уж уникальный случай. Так как же Зевс с Вергилием попали в Сельцо-Карельское?

— Это село было приписано к одному из новгородских монастырей — Мало-Кириллову, — поясняет Гульманов. — Видимо, настоятель монастыря руководил оформлением храма и привез мастеров из Новгорода. Изображения написаны разными руками, но в одном стиле. Все мудрецы изображены без нимбов, но их образы похожи на привычные изображения православных святых. К примеру, в греческих православных храмах тоже можно встретить античных мудрецов, но они изображены причудливо — в странных колпаках, нестандартных одеждах. Тут такого нет. У каждого в руках свиток с пророчеством о пришествии Христа. Слова у Дия — как называли Зевса на славянском языке — частично взяты из проповеди апостола Павла, который вместе с Варнавой проповедовал в городе Листре, и там их принимали за богов — Зевса и Гермеса. А частично — из книги Маккавеев. А вот Вергилий процитирован почти дословно. Он, правда, здесь именуется Вердяуш — на польский манер. Латинские книги чаще всего приходили на Русь через Польшу. Здесь слова одного из его произведений — четвертой «Эклоги», которая еще с раннехристианских времен считалась пророчеством рождения Христа. Причем Вергилий ссылался на пророчество прорицательницы Сивиллы.

Перед нами редкие памятники. Сегодня подобные — по пальцам руки пересчитать. Многие изображения античных героев были уничтожены как несоответствующие канону. Эти уникальные изображения дошли до наших дней, очевидно, как раз потому, что находились в далекой маленькой деревеньке. Они свидетельствуют о том, настолько витиевато переплетаются культуры разных народов и эпох.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №29006 от 7 апреля 2023

Заголовок в газете: Зевса и Вергилия нашли на православных иконах

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру