«Марию Стюарт» в МТЮЗе подкрепили солеными помидорами

Шиллера приправили онлайн-технологиями

Трагедия «Мария Стюарт» Фридриха Шиллера в МТЮЗе в постановке питерского режиссера Петра Шерешевского - один из одиннадцати спектаклей большой формы из разных городов страны, выдвинутый на соискание премии «Золотая маска». Любопытно, что по решению учредителей в категории «Работа режиссера» номинанты не выдвигаются. Связано это не иначе как с тем, что в графе некоторых спектаклей значится: «Режиссер — Режиссер». Имена тех, кто покинул страну, не называются. 

Шиллера приправили онлайн-технологиями
Елизавета — Виктория Верберг. Фото Елена Лапина

Так что Петр Шерешевский, уже шесть раз выдвигавшийся на «Золотую маску», отставлен в силу сложившихся обстоятельств. Актерам больше повезло. Среди номинантов — ученица Анатолия Эфроса Виктория Верберг, играющая королеву английскую Елизавету, и Екатерина Сливина в роли изгнанницы Марии Стюарт. В ролях второго плана выдвинуты Сергей Погосян — Барон Берли и Илья Шляга — Мортимер.

В подзаголовке действо определяется как «История одного убийства», а режиссер использует приемы онлайн-театра. Схватка двух сильных женщин, двух королев и природа тирании исследуются при помощи современных художественных средств. Мало что изменилось в нашем мире, если спустя два столетия со времен ухода Шиллера в мир иной мы находим параллели. Человек все так же беззащитен перед лицом власти. Даже если сам является ее олицетворением, подвержен самоуничтожению. Интересно, что Шиллер и его интимная жизнь, любовь к двум сестрам разобраны до деталей в фильме «Возлюбленные сестры» Доминика Графа. Так что никто не застрахован от назойливого внимания.

Петр Шершевский, предваряя спектакль, говорил, что убийц волнует одно: как убить и сохранить репутацию, переложить свою вину на других. Зло у Шиллера торжествует прикидывается милосердием. «Мы разглядываем наше сегодня через эту страшную картину мира. И надеемся, что когда-нибудь это покажется нам небывальщиной. Что когда-то мир всерьез обратится к идеалам гуманизма, коими являются уважение к свободе и непреложная ценность каждой человеческой жизни», - говорит режиссер. Герои носят современные костюмы.  

Экраны сопровождают действие. Фото Елена Лапина

Хрестоматийный текст Шиллера обогащен современной лексикой. Молодые актеры точнее схватывают тюремный жаргон и колорит, создавая ощущение, что мир - одна большая колония. У старшего поколения другая культура воспитания. Никаких исторических декораций и костюмов, соответствующих эпохе, нет. На авансцене выставлены их реплики, плоские фигуры для фотосъемки, в которые можно вставить свое лицо. Герои носят современные костюмы. Сцена заставлена мебелью, словно мы в специализированном магазине, разделена на условные секции. Сценограф Надежда Лопардина выстроила спальню королевы как гостиничный номер с современными светильниками и двуспальной кроватью. Рядом туалетная комната с хорошей сантехникой, где владычица со своим любовником чистит зубы, и зритель наблюдает за процессом, благо установлен большой экран, бесперебойно транслирующий происходящее. В центре сцены вытянутый стол для совещаний. На заднем плане в правом углу одиночная камера, в которую заключена девушка современного вида в спортивном костюме по имени Мария Стюарт. 

Все под контролем. За каждым следят. Камеры проникают всюду, создавая иллюзию реалити-шоу. Мы смотрим на экран, а не на живых актеров. Но кино - другая стихия, и хотя у режиссера имеется небольшой опыт работы в нем (снял полнометражный фильм «Прянички»), это не панацея. Работают как могут. Два актера фиксируют на камеру происходящее. Прием не нов, от него накопилась усталость, как и от микрофонов, усиливающих голоса актеров. Их лица, снабженные проводами, способными испортить любое «кино»... В последнее время и на «Золотой маске» все чаще вспоминаются великие актеры прошлого, Олег Борисов, игравший Павла I в огромном пространстве Театра Армии, бравший зал так естественно, без крика. Современные артисты морщатся, когда приходится работать без микрофона. То, что вне камеры, невидимо. Напоказ выставлена разве что жизнь Елизаветы.  

Мортимер — Илья Шляга. Фото Елена Лапина

Великолепная Виктория Верберг играет безраздельную владычицу, без стеснения творящую то, что хочет. Елизавета похотлива, жестока, не знает, что такое милосердие, любительница устраивать театр как обман. Она затягивает в сети молодого Мортимера, закусывая сладостную близость солеными помидорами из банки. Ее новый фаворит того гляди потеснит проверенного любовника графа Лестера, потрепанного в интригах бойца в исполнении Игоря Балалаева. Пока еще он приближен к монаршему телу, чистит с Елизаветой зубы, дурачится в ее постели. Он и экс-возлюбленный Марии, к нему она напрасно апеллирует. Граф Лестер периодически подходит к синтезатору, иногда в банном халате, играет и поет. Ему аккомпанирует на ударных Мортимер в ярком женском платье. Музыка гремит, звучат песни из репертуара Led Zeppelin, Modern Talking, Стаса Намина. В финале герои исполнят советский хит «Мы желаем счастья вам» на фоне занавеса из золотого дождя. И это переживем, и к этому приспособимся. Часть зрителей в шоке, уходят в антракте. Они не могут принять столь вольную адаптацию классической пьесы, называют увиденное апофеозом разврата. Оставшиеся с восторгом считывают параллели с современностью.    

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру