Надежда Михалкова представила снятый на Брайтоне грузинский фильм

Наталия Гугуева отправилась за туманом на старинную метеостанцию

Надежда Михалкова представила на проходящем в Москве ММКФ картину грузинского режиссера Левана Когуа-швили «Брайтон 4», снятую в 2021 году в копродукции Грузии, России, Болгарии, Казахстана, США и Монако.

Наталия Гугуева отправилась за туманом на старинную метеостанцию
Кадр из фильма «Туман».

Фильм запоздало дошел до нас, обойдя множество мировых фестивалей. Да и теперь мы его увидели благодаря участию Надежды Михалковой, сыгравшей роль живущей на Брайтоне русской девушки Лены. «Когда-то я посмотрела на ММКФ картину Левана «Слепые свидания» (она вышла в 2014 году, когда Когуашвили был членом жюри ММКФ. — С.Х.) и подумала, что было бы хорошо сняться у него. И вот я представляю фильм «Брайтон 4», — сказала Надежда. Поддержать ее пришли мама Татьяна Михалкова с внучкой Натальей, сестра Анна Михалкова.

Надежда Михалкова.

Герой фильма — известный в прошлом борец Каха — приезжает из Тбилиси в Бруклин. Его сыграл ныне 75-летний Леван Тедиашвили — дважды чемпион Олимпийских игр, чемпион мира и СССР по вольной борьбе, человек удивительной биографии. Он был разнорабочим, шлифовщиком, председателем колхоза, выучился на юриста, занимал в милиции высокий пост и оказался органичным актером. Непутевый сын его героя Сосо живет на Брайтоне, проигрывает все свои деньги. Родителям про это доподлинно неизвестно, но какие-то сомнения гложут. Мать дает отцу поручение вернуть сына в Грузию, и он ради спасения от долгов взрослого чада вступает в сложный бой на берегу океана на Брайтон Бич. Зрители видят бывший СССР во всем его великолепии. Рядом живут постсоветские эмигранты — грузины, русские, узбеки, казахи, сохраняя видимость той жизни, к которой привыкли на родине. Свою последнюю роль в фильме сыграл Кахи Кавсадзе, которого в СССР знал любой по роли Абдуллы в «Белом солнце пустыни». Патриарха грузинского кино не стало в апреле 2021 года, и на экране он выглядит усталым, хотя пытается бодро петь грузинские песни. Все это придает происходящему неизбывную горечь.

«Брайтон 4» выдвигался Грузией на «Оскар» по итогам 2021 года и снят на английском, грузинском и русском языках. Леван Когуашвили родился в Тбилиси, учился в Тбилисском университете театра и кино, работал на телевидении. В 1999 году он окончил ВГИК, где его мастером был Марлен Хуциев, позднее окончил Школу искусств Тиша в Нью-Йоркском университете, мастерскую много лет живущего в США советского режиссера Бориса Фрумина, снявшего «Дневник директора школы». Фрумин написал сценарии фильмов Левана «Слепые свидания», «Дни улиц» и теперь «Брайтон 4».

Поддержать сестру пришла Анна Михалкова в компании с Дианой Арбениной.

В тот же год, что и «Брайтон 4», на «Оскара» претендовала суровая и таинственная исландская картина «Агнец», которую чем-то напомнил «Туман» Наталии Гугуевой, представленный в программе ММКФ «Российские премьеры». Там тоже супружеская пара одиноко живет в глуши, потеряв дочь, которую стараются не вспоминать. В той и другой истории есть нечто мистическое, как в народных сказаниях, где природа и человек сливаются в нечто целое. «Туман» тоже завораживает первозданной северной красотой и снимался на Кольском полуострове в Териберке на метеостанции, которой более 130 лет, но она до сих пор действующая. Приноравливались к погоде, пережили шторм, непогоду, но оно того стоило. На экране грандиозные картины природы, а человек — крохотная часть ее.

«Туман» — дебют в игровом кино опытного документалиста Наталии Гугуевой, снявшей «Форсаж», «Улыбку Гагарина», «Кто такой этот Кустурица?». По словам Наталии, наступил момент, когда захотелось сделать то, что невозможно осуществить в документальном кино. Так появился психологический триллер с элементами драмы по ее собственному сценарию. Худруком проекта стал Сергей Урсуляк.

Начинающий кинооператор Настя, роль которой сыграла способная молодая актриса Валерия Репина, регистрирует на судне брак с незнакомым человеком — метеорологом Андреем (вахтанговец Денис Бондаренко). Это для нее единственная возможность попасть на отдаленную метеостанцию на берегу Баренцева моря. Там при невыясненных обстоятельствах исчезла семейная пара метеорологов. Зритель не догадывается до определенного момента, кто есть кто в этой таинственной истории. Валерии уже доводилось работать с режиссером-документалистом, что сопряжено с определенными особенностями восприятия жизни и кино, особой правдой жизни. Еще на первом проекте опытный оператор Алишер Хамидходжаев посоветовал: «Представь, что кино снимают про тебя». Теперь рядом был прекрасный оператор Шандор Беркеши, снимавший с руки. Ему мы во многом обязаны мощью природы и античным размахом на экране. С греческой трагедией немного перебрали, уйдя от достоверности. Но тут все преувеличенно. Композитор Антон Силаев написал музыку со скрытым сиянием. Работа не складывалась, пока режиссер не стала приезжать в его студию.

Прочитав сценарий, Ольга Красько сказала про героиню: «Это совсем не я». И теперь признается: «Мне трудно понять мотивацию героини, то, что она не может оставить мужчину ради ребенка. Они детдомовские оба — муж и жена. Этим объясняется непонимание того, как построить семью». Ольга Красько и Евгений Харитонов, запомнившийся по роли молодого Льва Толстого в «Истории одного назначения» Авдотьи Смирновой, сыграли исчезнувшую пару. Почти месяц режиссер и актеры разбирались в мотивации героев, говорили с психологами. Наталия Гугуева познакомилась с метеорологами и теперь утверждает, что все достоверно. Пропавших в отдаленных местах людей особо не ищут, стараются о них не вспоминать. А туман в картине рассеивается, когда приходит понимание и прощение.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №29019 от 26 апреля 2023

Заголовок в газете: Как Надежда Михалкова оказалась на Брайтоне

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру