В Анадыре завершился Арктический кинофестиваль: в проекте о Соловках Бутусов заменил Гребенщикова

Кинематографисты во главе с дважды номинантом «Оскара» Константином Бронзитом добирались по «дороге жизни»

В столице Чукотки Анадыре завершился VII Арктический международный фестиваль «Золотой ворон». Гран-при по результатам зрительского голосования получила документальная картина «Святой архипелаг» Сергея Дебижева о жизни Соловецкой обители.

Кинематографисты во главе с дважды номинантом «Оскара» Константином Бронзитом добирались по «дороге жизни»
Гран-при достался «Святому архипелагу». Фото: Пресс-служба фестиваля

Примерно в те же дни фильм наградили в Сингапуре. Излишне открыточные пейзажи Соловецкого монастыря и его окрестностей все равно производят на зрителей сильное впечатление, а в словах священников многие считывают послание относительно дальнейшего пути русского народа и надежду на духовное возрождение. Картина снималась в течение двух лет, было предпринято около 8 экспедиций, длившихся от 8 дней до 2 месяцев. Трудно было получить разрешение на съемки во время пандемии. Да и братия поначалу к себе не подпускала. Первый год, по словам оператора Алексея Немова, который работал с Дебижевым и на предыдущей его картине «Крым небесный», ездили туда только затем, чтобы монахи к ним привыкли. «Потом началось кино, когда нас стали сажать за общий стол, когда я стал ходить по монастырю как по дому», — сказал Алексей. Вопрос, которым задаются авторы картины, — как вера в Бога влияет на жизнь человека, — их тоже коснулся. Алексей Немов признался: «Многое изменилось в моих взглядах после пребывания на Соловках. Я там стал собой».

Профессиональное жюри под руководством якутского режиссера и худрука «Саха-фильм» Алексея Романова отметило работу композитора Вячеслава Бутусова в «Святом архипелаге». На картине должен был работать Борис Гребенщиков, но он давно перебрался в Лондон, не был даже на прощании с режиссером Сергеем Соловьевым, с которым его многое связывало, чем расстроил коллег по фильму «Асса». Помню, как мы сидели на поминках и они звонили Гребенщикову в Лондон, а потом сокрушались, что он не приехал. Бутусов, как выяснилось, обратился к Сергею Дебижеву с абстрактным предложением поработать вместе в кино, выразил готовность написать музыку. Карты так легли, что это стало возможным. В «Святом архипелаге» звучит музыка, знакомая нам по песням группы «Наутилус Помпилиус». Вячеслав Бутусов — воцерковленный человек. Все сошлось.

Лучшим фильмом жюри сочло детскую картину «Мороженое со вкусом сладкого картофеля» китайского режиссера Ван Чуна, который лично получил награду. Он актер, и это его первый режиссерский опус, наивная картина про мальчика, приезжающего к своей бабушке после семейной трагедии. Его отношения с местными ребятами складываются не сразу. В этом году в Анадырь приехала небольшая делегация из Китая. Как выяснилось, для посещения Чукотки им потребовалась не только российская виза, но и спецпропуск, полагающийся иностранцам для пребывания в пограничной зоне. Формировать программу из фильмов арктических стран сегодня почти невозможно, поэтому взят курс на страны, готовые к сотрудничеству, а это прежде всего Китай и Иран. В состав жюри входил иранский режиссер Бехруз Шоайби, сделавший после пребывания в России вывод: «Мы не так далеки друг от друга, как это может показаться». Он легко общался с таджикским режиссером Файзулло Файзовым, чей дебютный «Водный мальчик» отмечен за сценарий. Файзулло — актер по первому образованию, полученному в Душанбе, а режиссуре он учился в Иране. Следующий свой фильм он снимет под руководством Люка Бессона. А его соотечественник — непрофессиональный режиссер, студент третьего курса экономического факультета Алижан Джалилов — награжден за неигровую короткометражку «Алиф. До. Ре. Ми».

Китайский режиссер Ван Чун.

Заместитель генсекретаря Китайской ассоциации семейного и детского кино Юань Ли, ставшая любимицей чукотских детей, сказала, что это первая после пандемии китайская программа международного уровня. В ней был представлен мультфильм «На светлую сторону», идея которого родилась в разгар ковида, чтобы подбодрить людей. 7 режиссеров — не только из Китая, но и других стран (все они представители разных школ) — создали 7 новелл. Одна из них отсылает к Сычуаньскому землетрясению 2008 года, где погибли десятки тысяч человек, и героями становятся переселенцы, мальчик без ноги, передвигающийся на протезе. Герой другой новеллы — пожилой владелец супной лавки, у которого от непосильного труда травма запястья. Это так возбудило юных зрителей, что возник разговор о том, как много работают люди в Китае — с 4 утра и до полуночи. Есть в фильме и водитель автобуса, который завтра уходит на пенсию, и его с почестями провожают на заслуженный отдых девочка-светлячок и ее друзья. У нас такой социально яркой анимации почти нет. Юань Ли не только ответила на все вопросы, но и подарила детям «ушки» с пандами, наклейки, а они в ответ преподнесли ей открытки, конфеты, стоило только признаться, что Юань Ли любит сладкое.

Юань Ли стала любимицей детей Чукотки.

Российскую анимацию представлял дважды номинант «Оскара» Константин Бронзит. Ему достаточно было сказать детям: «Я Тугарин Змей», — и больше ничего не требовалось. Сейчас он заканчивает работу над полнометражным мультфильмом «Лунтик и большое путешествие». «Нас, советских детей, не учили смотреть кино, особенно мультипликацию. Спросите взрослых, о чем «Ежик в тумане». Мало кто из них вам ответит. Кино нужно учиться смотреть, а мультипликацию особенно, потому что это кино абстрактное, и иногда из «ручки-ножки-человечек» складывается некий образ», — сказал Константин Бронзит, который объездил весь Анадырь, побывал в Угольных Копях. Именно там расположен аэропорт. Зимой до него можно добраться на вертолете или глиссере. Теперь же пришлось ехать по так называемой «дороге жизни», по льду, который дал трещины и доживал последние дни. Дальше по опасному пути можно будет проехать только на трэколах, как в тундру.

Константин Бронзит добирался к детям по «дороге жизни». Фото: пресс-служба фестиваля.

За лучшую женскую роль награждена непрофессиональная актриса Лия Санаа, сыгравшая в снятой на алтайском языке «Тропе». Режиссер фильма Михаил Кулунаков — выпускник Санкт-Петербургского университета кино и телевидения, а не любитель, как это может показаться. Его работу отметили за режиссуру. Актрису он выбрал своеобразно. Собственно, она и не актриса, а бухгалтер. Михаила поразило то, как Лия повернула голову, и этого оказалось достаточно, чтобы сделать выбор.

Несмотря на поворот в сторону Китая и Ирана, интерес к кино с северным характером остается. Спецприз жюри за игровой дебют получила опытный документалист Наталия Гугуева. Она сделала «Туман» на действующей метеостанции на берегу Баренцева моря. Оператор Шандор Беркеши снял суровую и величественную природу без открыточных красот. Но наградили за операторскую работу почему-то документалиста из Петербурга Алексея Головкова, снявшего неигровой фильм «Семь дней осени». Можно было отметить его за другие достижения. Тем более что часть картины снята ее героями — семейной парой с потерей слуха. Русская женщина из Тулы и местный эвен на протяжении 30 лет живут совсем одни в тайге, в 200 км от ближайшего селения, изъясняются языком жестов. В фильме использована также съемка профессиональной путешественницы Марины Галкиной, которая одна прошла через Верхоянский хребет, а именно в долине этих гор живут герои картины. Она путешествовала и по Чукотке ради подвига и поддержания духа, как сама говорит.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №29026 от 11 мая 2023

Заголовок в газете: Бутусов заменил Гребенщикова

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру