«Чума» и «Соблазн» Вячеслава Зайцева: платья кутюрье оказались в Эрмитаже

«Очень светлый и солнечный человек»

Прослышав о выставке работ выдающихся российских кутюрье Вячеслава Зайцева и Валентина Юдашкина в Эрмитаже, я воодушевилась: «Наконец-то на берегах Невы поностальгирую возле платьев Вячеслава Михайловича, одно из которых я наверняка демонстрировала в бытность моделью». Но не тут-то было! 

«Очень светлый и солнечный человек»
Демонстрация коллекции "Соблазн" в Доме моды Славы Зайцева

Как оказалось, выставка проходит в рамках экскурсии по залам Реставрационно-хранительского центра Государственного Эрмитажа «Старая Деревня», который находится в отдалённой части Санкт-Петербурга.

Возле одноименной станции метро «Старая Деревня» - впечатляющее своей архитектурой стильное современное здание. По оформлению сразу понятно, что оно имеет отношение к искусству – увеличенные фрагменты наскальной живописи древних людей выполнены по фасаду.

На входе немного огорчаюсь, узнав, что экспозицию работ Зайцева можно увидеть только во время экскурсии по всему зданию центра – времени немного, всё-таки я в командировке…

Но решение принято быстро, и вот уже в составе группы захожу в зал хранилища. Через несколько минут разочарование сменяет полный восторг, который только растёт от зала к залу. Завораживают своим боем и звонами императорские часы: настенные, напольные, настольные - их кропотливо восстановили для публики 10 мастеров-реставраторов Эрмитажа. Потрясает воображение настоящий восточный шатёр, подаренный турецким султаном Екатерине II за три года до окончания её царствования – гости экскурсии имеют возможность разместиться внутри этого шатра на отдых.

А самое необыкновенное впечатление оставляют залы, где представлен гардероб  Петра I. Уникально в них то, что все они имеют вид, будто их только вывесили из шкафа – по этикету, царь надевал один и тот же костюм от одного до трёх раз. 

Но Петру как истинному самодержцу этикет был нипочём, и среди прочих мы видим его заношенный голландский ремесленный костюм, охотничий плащ, шкиперский кафтан. Роскошные домашние халаты Петра выглядят огромными – ведь, как известно, царь обладал ростом в 2 метра 4 см.

Обувь царя за стеклом стенда – размера 40 с половиной, а не 38, как зачастую принято считать. Но всё равно, для такого роста оба эти размера, конечно, чрезвычайно маленькие.

Трудно представить, как в такой обуви царь Пётр, по рассказам современников, передвигался стремительно. Кстати, развенчивается ещё один стереотип о царе: его образ в кино часто представлен в европейской шляпе-треуголке тех времен. А оказывается, царь Пётр такие шляпы не любил, предпочитал он «маленькие круглые шапочки с отворотами, чтобы можно было защититься от морского ветра и палящего солнца».

И вот, наконец, я приближаюсь к цели своего визита – залу с произведениями Зайцева и Юдашкина. Платье Валентина представлено одно – это знаменитое «полуголое» платье, шедевр из черного прозрачного кружева. Под него надевают нижнюю юбку телесного цвета. Надевая такое платье, стоит учесть, что цвет кожи под тонким кружевным полотном должен сочетаться с цветом ткани юбки. Под чёрным кружевом это даёт эффект обнаженного тела. Эффектно, но провокационно.

В предвкушении я поворачиваюсь к зайцевским стендам и… Меня удивляют слова экскурсовода: «Первый костюм принадлежит коллекции «Чума», выпущенной в середине 1990-х». А я же работала в Доме моды и прекрасно помню эту коллекцию – как она резко контрастировала с остальными его, классическими коллекциями, воспевающими красоту женщины! «Чума» - это вычурные цвета, ломаные линии, буквально рваные края платьев, гротескный макияж… Увиденный элегантный костюм больше соответствовал подобным из коллекции «Соблазн», вышедшей годом позже.

Елена Фатьянова, Александр Щёкин, Екатерина Рогова в коллекции Вячеслава Зайцева "Соблазн"

За разъяснениями я обратилась к хранителю коллекций Государственного Эрмитажа и куратору выставки работ наших великих кутюрье Нине Тарасовой. Вот что она рассказала:

- Коллекция «Чума» изначально вызывала интерес из-за своего названия. На выставке 2016 года из «Чумы» был только этот ансамбль, который вы видели в "Старой Деревне". Когда я спросила у Вячеслава Михайловича, почему коллекция так названа, он ответил уклончиво: «Да, было дело», вдаваться в подробности не стал. Тогда у нас был весьма сложный и очень короткий (по времени) монтаж экспозиции, и на разговоры не было ни сил, ни лишних минут. Теперь я жалею, что многие вопросы так и остались без ответа…

Театр Дома моды Вячеслава Зайцева перед показом коллекции "Чума"

Справка «МК»: В 2016 году в Петербурге с грандиозным успехом прошла выставка «Вячеслав Зайцев в Эрмитаже». Это была первая выставка современного отечественного кутюрье (до этого в Эрмитаже выставлялись только произведения «поставщицы двора Ея Императорского Величества» Надежды Ламановой в 2002 г.).  

Все было сделано меньше чем за 48 часов. В монтаже участвовали реставраторы тканей, сотрудники Отдела русской культуры, волонтеры Эрмитажа. Им помогали студенты и преподаватели Университета промышленных технологий и дизайна. В кратчайшие сроки была проделана огромная работа по размещению экспозиции. По-моему, в эти два дня не волновался за исход дела только одни человек: сам Вячеслав Михайлович. Он повторял: «Ниночка, не переживайте, все будет хорошо».

Екатерина Пантелеева демонстрирует костюм из Эрмитажа

Часто присаживался в кресло отдохнуть (он уже тогда чувствовал себя не очень хорошо), но, если в зал приходили сотрудники Эрмитажа поприветствовать маэстро или сфотографироваться с ним (а это были целые делегации), — никому не было отказано. Более того, Вячеслав Михайлович вставал, приосанивался, категорически убирал из кадра трость и улыбался своей знаменитой улыбкой. Очень светлый и солнечный человек.

Выставка продемонстрировала масштаб личности Вячеслава Зайцева. Стало понятным, что он совершил в советской и российской моде настоящий переворот! Мы условились тогда с Зайцевым, что по окончании выставки он подарит в коллекцию Государственного Эрмитажа костюмы, наилучшим образом отражающие характерные черты его творчества. 

Особенно эффектно костюмы смотрелись в фойе 12 мая на открытии выставки памяти выдающихся модельеров. Но оставить их там не было никакой возможности: избыточно много света, неизбежные сквозняки входной зоны, отсутствие нужных для хранения костюма условий по температуре и влажности. Так что за стеклом, рядом со скульптурой и на фоне французских гобеленов XVIII в., платьям Вячеслава Михайловича и Валентина Абрамовича очень комфортно. А мне, как хранителю этой коллекции, спокойно. Ведь наследие модельеров должно быть сохранено для отечественной и мировой художественной культуры.

Екатерина Пантелеева демонстрирует костюм из Эрмитажа

А мы, бывшие сотрудники Дома моды, вспомнили вот что: в самом начале коллекции «Чума» было отшито три «традиционных» зайцевских костюма. И, видимо, в Эрмитаже представлен как раз один из них, цвета корицы с черными атласными лентами. А далее Вячеслава Михайловича вдруг что-то внезапно вдохновило, и он на ходу сменил концепцию на гротесковую, декадентскую, эпатажную, очень не характерную для него. Так нам казалось изнутри. Уже следующая коллекция, «Соблазн», вернула на подиум элегантность и нежность знаменитого зайцевского силуэта.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру