«Вопросов я не жду, и ответов на них у меня нет», — бодро заявил Шнур набежавшей прессе. Для неформального общения с представителями разных медиа его рок-н-ролльное Шнуричество изволили выбрать худи, треники и не забыть чувство юмора, которое по-прежнему уверенно держится на хамоватой самоуверенности и намерении называть вещи своими именами. В разумных пределах, конечно же.
Самые впечатлительные журналисты рассматривают новый альбом «Синяя Богиня» как грандиозное возвращение великого и ужасного рокера. Логика вроде бы почти железная. Последний релиз «Всякое» датирован 2018 годом, последний большой концерт для публики отменен прошлой осенью за несколько дней до назначенной даты в Лужника (промоутеры сказали, что мероприятие не удалось согласовать, но теории заговора вели прямо к кремлевским звездам) и получается, что и группа и ее лидер молчали скандально долго. Правда попытки получить внятные объяснения долгого отпуска разбились о типичный шнуровский сарказм.
«Я не из администрации, поэтому могу ходить на работу, могу не ходить, зарплату мне за это никто не платит, — ухмыльнулся артист. — И никаких творческих стимулов у меня никогда не было. Я как Путин — захотел и сделал. Какое-то время писал песни в стол, а сейчас решил их обнародовать».
На посыпавшиеся вопросы о возобновлении гастролей герой вечера ответил туманно-категорично: «Ненавижу гастроли, это дело молодых, у меня старая печень, поэтому гастроли не потяну. Вообще, все это время я постоянно пел, корпоративы же тоже считаются. Я подешевел? Кто вам это сказал? Двадцать миллионов — это, по-вашему, дешево? Заплатите их мне и думайте, что хотите».
Большим сюрпризом стало появление на мероприятии легендарной актрисы Светланы Немоляевой. Оказалось, что дива советского кино снялась в клипе «Ленинграда», что само по себе весьма экстравагантное телодвижение. Впрочем, Светлана Владимировна совсем не напоминала даму, которая вдруг оказалась не в своем круге общения. Спину держала ровно, на вопросы космической глупости, которые все чаще и чаще задаются на пресс-конференциях, отвечала с улыбкой - в общем, старая школа во всей своей красе.
«Я, конечно, человек из другой жизни, мне уже сто лет в обед, — заметила актриса. — В клипе я снималась в первый раз и немного тревожусь по поводу того, что вышло. Мат я просто ненавижу, в жизни не ругалась и от мамы своей, дворянки, дурного слова не слышала. Но вообще Сергей мне обещал, что все будет прилично.»
«Я неприличных песен еще и не писал, — отозвался стоявший поблизости поэт и композитор. — Благословите меня на них.»
«Вот уж нет», — отрезала Светлана Владимировна. И это был подходящий момент, чтобы выключить свет и посмотреть на экран.
Видео
Из тринадцати песен нового альбома экранизировали те, в которых все слова соответствуют нынешним нормам морали. Сергей может и нигилист, но понимает, что деньги лучше вкладывать в видеопродукцию, у которой есть шанс на эфиры. Экранизации треков «Дела», «Эксклюзив» и «Синяя Богиня» объединяет кинематографический подход и звезды в кадре. Светлана Немоляева играет даму озадаченную ростом цен на продукты и хаосом в супермаркетах, Михаил Горевой — типа, которого сейчас принято называть воплощением токсичной мускулинности.
В целом все это довольно весело и подходит самим песням, но вряд ли нужно сравнивать новые ролики с «Экспонатом», «Вояжем» и другими клипами, которые в свое время обсуждали все и повсюду. Их успех трудно повторить, потому как усилия Анны Пармас, Ильи Найшуллера и других режиссеров подняли местное клипопроизводство на завидную высоту. И если те клипы можно назвать полноценными фильмами, то новые скорее театральными капустниками, что впрочем не отменяет уместность жанра в данных обстоятельствах. А неожиданный алко-угар в зале для йоги в «Синей Богине» претендует на звание самого ироничного взгляда на сектантский ЗОЖ.
Аудио
Когда в дискографии десятки релизов, у публики формируется некоторое ожидание того, что она хотела бы услышать. Сергей Шнуров меньше всего похож на человека, которого интересуют чьи-то ожидания, но новый альбом во многом предсказуемый. В нем есть прилипчивые припевы, рифмы, в которых вроде бы все без особых претензий, но слова на своих местах, наконец горячо любимое поклонниками типично шнуровское намерение свести сложные человеческие переживания к чему-нибудь очень простому и, как правило, неприличному.
На «Синей Богине» автор еще активнее чем раньше заигрывает с поп-музыкой и участие Люси Чеботиной в «Лучше Не Будем» воспринимается очень буднично. В остальном разыгрываются две фирменные карты «Ленинграда». Голос Шнура хрипит в турбо-шансоне, поставленный женский вокал отлично вплетается в слетевшую с катушек ретро-эстраду.
Со смыслами тоже многое понятно. Осознанность ретриты и духовность в оценках мужчины за пятьдесят гарантирует комедийный эффект. Рассуждения на тему «соси гуся» и «полижи ежа» звучат как выжимка из курсов по интимно-личностному росту. Умозаключения в духе «Я как Земфира (признана иноагентом — МК) пишу музло, только красивый, мне повезло…» балансируют на грани фола, но разве на Шнура нужно обижаться?
Записать альбом, по которому следует рассуждать о стилистике группы после всего уже записанного, скорее невозможно, чем просто сложно, и «Синяя Богиня» не претендует на многое. Но старомодность Сергею Владимировичу очень идет, а его умение емко выражаться по-прежнему в тонусе. Трудно представить сколько дам на грядущих корпоративах будут голосить «Синяя, синяя, синяя богиня я!». В конце концов музыка придумывается для радости. Ну или для злости тех, кто радоваться не умеет.