«Ария» на свое 40-летие развернулась на 360 градусов

Легенды хэви собрали два аншлага в Москве

Сорокалетие «Арии» участники группы отметили двумя большими шоу в Москве, на которых концертный потенциал группы был показан с максимальным размахом. Ближайшие местные конкуренты «арийцев» ведут себя гораздо скромнее, хотя тоже могут греметь и метать молнии. Но в случае с «Арией» гром и молнии вышли на какую-то апокалиптическую отметку.

Легенды хэви собрали два аншлага в Москве
Фото: Ольга Шаталина

тестовый баннер под заглавное изображение

«Давайте все здесь сфотаемся», — звучало как на подступах к арене, так и внутри перед началом шоу. В намерении «сфотаться» действительно был резон — все-таки впечатляющая дата, штучной работы представление, в общем, своего рода историческое событие.

Нужно признать, что к сорокалетию группы музыканты подошли с самыми серьезными намерениями. В 2025 году «Ария» не просто банда с историей, предлагающая свои старые хиты (хотя куда без них), но и группа, выпустившая совсем недавно новый альбом. Было бы странно превращать юбилейные концерты в его презентацию, все-таки у публики коллектива немного другие запросы в этой ситуации, но свежие песни из релиза «Когда Наступит Завтра» звучали и неплохо принимались. А по части декораций все происходящее напоминало размашистый хэви-цирк, без диких животных, но со страшилками.

Два года назад группа завершила в Москве тур «Гость из Царства Теней», показав публике весьма сложное, напичканное спецэффектами и даже трюками действо. Потом стадионы сменились клубами, где «Ария» играла практически квартирники, предлагая самым преданным фэнам сет-лист, изрядно отличавшийся от того, что собирается для больших площадок.

Для юбилейных концертов выбрали концепцию 360 градусов. То есть сцена посреди арены, никакого задника, артисты буквально окружены публикой. Ход давно освоенный. U2 в свое время откатали целый тур «360°», техническая сторона которого, даже спустя полтора десятилетия, кажется какой-то фантастической; Metallica играла такие шоу в прошлом году на стадионах по всему миру; Radiohead давали «круговые» концерты совсем недавно.

Одной только круговой сцены сейчас, конечно, мало. Большие концерты теперь принято превращать в сплошную видео-арт-инсталляцию, поэтому экраны не только висели над сценой, но и были расположены на максимальном количестве вертикальных поверхностей. Старомодную театральную бутафорию постановщики тоже не спешили отправить на свалку истории. Сцена при помощи дополнительных элементов превращалась в пиратский корабль, пушки гремели, снабженный пневмолифтом постамент для барабанной установки улетал куда-то под потолок, полыхало пламя, фронтмен Михаил Житняков менял пиратский камзол на косоворотку (обошлись без лаптей, а с ними было бы совсем аутентично) — в общем, публику явно испытывали на прочность.

Фото: Ольга Шаталина

При взгляде на все это буйство на сцене особенно хорошо ощущалось количество лет, минувших с 1985 года, когда появилась «Ария». В одном из довольно редких музыкальных телеэфиров того времени молодая хэви-группа выступала в сборном концерте. В первом ряду сидели звезды советской эстрады, с некоторым изумлением смотревшие, как по сцене носятся патлатые молодые люди, исполняющие музыку, которая того и гляди вызовет массовую разруху. Но не исключено, что эстрадные авторитеты удивлялись еще и тому, что в хэви-дебри занесло музыкантов из ВИА «Поющие Сердца» и «Лейся, Песня», где тогда официально работали некоторые будущие звезды тяжелого рока.

Наверное, те, кто помнит эти стародавние времена, восьмидесятые, и думать не могли, что здесь развернется какая-никакая рок-индустрия и хэви-метал будет на протяжении десятилетий звучать на стадионах. Изменятся концертные и музыкальные технологии, мода десяток раз перевернется с ног на голову, но на сцене по-прежнему будут стоять в героических позах серьезные мужчины и рубить тяжеляк на радость толпам поклонников. В этой музыке, конечно, тоже что-то меняется, но у классиков жанра, которыми здесь безусловно являются в том числе «арийцы», во всем держится удивительное постоянство.

Если лет двадцать назад вам казалось, что хэви это немного однообразно и иногда слишком затянуто, то сейчас на концерте «Арии» вас не будут переубеждать. Все сохранено в лучшем виде, чтобы радовать тех, кому такая музыка в самый раз. И эта публика гарантированно получает свое меломанское приключение. В разные дни концертов немного менялся сет-лист, на сцену поднимались специальные гости во главе с бывшим солистом «Арии» Артуром Беркутом, но ритуальное исполнение «Улицы Роз» всегда в программе.

В интервью музыканты, бывает, вздохнут и посетуют на то, что в жанре много клише, от которых не избавиться, потому как для фанатов это прямо священные коровы. Но, повздыхав, поедут в тур, где регулярно будут получать доказательства того, что хэви — одна из местных скреп, причем для разных поколений. И эта скрепа не выдумка политтехнологов. Ей все-таки уже больше сорока лет.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №29666 от 10 декабря 2025

Заголовок в газете: Тяжелая классика

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

...
Сегодня
...
...
...
...
Ощущается как ...

Реклама

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру