Адажиетто руками Гергиева

Афиша музыкальных событий: конец марта – апрель 2009 г.

Давайте легко пробежимся по самым интересным музыкальным событиям ближайшего времени, – как можно жить без классической музыки? А ведь доступна она, несмотря на все кризисы, кто бы что ни говорил. Ну, допустим, на концерты Пасхального фестиваля придется купить билет (и за немалые деньги), а вот на традиционный Органный симпозиум в Гнесинке никаких билетов не требуется – приходи, слушай, участвуй. Было бы только желание. А оно, несомненно, появится. Ведь с музыкой вы никогда не проиграете: весьма непростое это искусство технологически. А это ценз (наравне с чувством вкуса, конечно). Ведь чтобы сыграть Вторую Малера сотне с лишним человек нужно пол-жизни учиться, а потом собраться вместе в одно время в одном месте, взять инструменты стоимостью от 5-7-10 тыс. евро каждый (это как минимум), и подчиниться воле человека по имени Валерий, и по фамилии, желательно, Гергиев...

Итак,

24 – 29 марта:IV международный симпозиум «Орган в XXI веке» в академии им. Гнесиных (конференция + концерты);

1 апреля: эксклюзивный показ монооперы Пуленка «Человеческий голос» в Театральном зале Дома музыки;

10 – 19 апреля: X музыкальный фестиваль «Посвящение» в Третьяковской галерее;

12 и 25 апреля: концерты Миши Рахлевского и его оркестра Kremlin в музее А.С. Пушкина на Пречистенке;

19 апреля и далее: Пасхальный фестиваль Валерия Гергиева (в разных залах).

А теперь – подробнее.

«Орган в XXI веке»

Гнесинка уж которой год, благодаря воле глубокого органиста, профессора Александра Фисейского, занимается пропагандой всего, что связано с непростым, но безумно любопытным житьем-бытьем Короля инструментов. Пусть популярность органа в Москве далека от «стадионного» размаха, но зато она очень устойчива и уникальна, лишенная напрочь всевозможной шелухи, связанной со «звездными солистами», «обласканными брендами», «накатанным репертуаром» и прочей мутью, сопровождающей академ-музыку. Из-за специфики инструмента, «органную общественность» составляют не только музыканты-профи да любители, но и органные мастера, кураторы, искусствоведы, акустики, – и что удивительного, если любой орган – это слепок эпохи, в которую он создан. По органу можно судить о музыкальных вкусах, архитектуре, технических достижениях своего времени, – всём, чём угодно.

Вот и в этот раз обсудить актуальные вопросы развития органного искусства в Москву съедутся представители крупнейших западных органостроительных фирм – «Флойгельс», «Йегер и Броммер», «Руффатти», «Пелс ван Леен», «Маршал и Оглетри»…

С сольными концертами выступят ведущие органисты мира: Юрген Эссль (возглавляет кафедру органа в Высшей школе музыки Штутгарта), австрийский органист и клавесинист Джереми Джозеф, профессор Университета им. Гумбольдта в Берлине Константин Алекс.

Не обойдется и без премьеры: так, 29 марта в Кафедральном соборе Непорочного зачатия Пресвятой Девы Марии сыграют Шесть библейских сонат для скрипки и органа Михаила Коллонтая.

Позвольте выборочно представить программу симпозиума:

24 марта, 19.00 – открытие, торжественный концерт в Большом зале РАМ им. Гнесиных. Исполнители – Константин Алекс (Германия), Юрий Семенов, Анна Магергут, Лука Гаделия.

25 марта, 16.00 – презентация монографии А.В. Фисейского «Орган в истории мировой музыкальной культуры» (органный зал РАМ им. Гнесиных). В 19.30 – сольный концерт Юргена Эссля (Германия) в соборе на Малой Грузинской.

26 марта, 19.00 – «Все органные концерты Г.Ф. Генделя» (программа первая), исполняют – Гнесинский барочный оркестр, солист и дирижер – Джереми Джозеф (Австрия). К памятной дате 250-летия со дня смерти Генделя приурочено исполнение всех его 18 концертов: такой репертуар впервые будет представлен в России в полном объеме.

27 марта, 19.00 – вторая программа «Органных концертов Генделя»; Гнесинский барочный оркестр, солист и дирижер – Александр Фисейский.

29 марта, 16.00 – музыка для органа и клавесина в программе Татьяны Зенаишвили «Клавирные вкусы в Англии до и после Генделя». 19.00 – музыка для скрипки и органа (Елена Денисова и Йенс Кристенсен) в соборе на Малой Грузинской.

Важнейшая часть симпозиума – это Международная конференция «Гнесинские органные чтения» в Малом зале РАМ, где с докладами выступят исследователи, исполнители и органостроители из России, Германии, Нидерландов, Дании, Италии, США, Канады и Белоруссии. Как это модно сейчас, конференция будет транслироваться в режиме on-line. Выборочные доклады:

26 марта, 11.15 (время, разумеется, плавающее) – Александр Фисейский, «Сколько органных концертов написал Г.Ф. Гендель?». 12.00 – Лариса Кириллина (МГК), «Бетховен и орган». 12.30 – сестра Валентина Новаковская (Кафедральный собор на Малой Грузинской), «Латинские песнопения из русскоязычного литургического сборника «Воспойте Господу». 13.00 – Ричард Торренс (Нью-Йорк), «Из истории передвижных органов». 15.00 – Дадли Оакс (Канада), «Тенденции в североамериканском органостроении в результате реформ 1960-1970 гг.». 15.30 – Петер ван Румпт (Нидерланды), «Брабантский орган». 16.00 – Пьеро Руффатти (Падуя), «Дизайн органа с точки зрения органостроителя».

27 марта, 11.00 – Маркус Циммерманн (Германия), «Некоторые нетипичные современные немецкие органостроительные проекты». 13.00 – Анатолий Милка (СПб), «Концерт памяти Феликса Мендельсона и его печальные последствия?». 16.00 – Йенс Кристенсен (Копенгаген), «Пер Нёргор и Бент Лорентсен – ведущие «органные» композиторы Дании после 1945 года». (Будет ли перевод докладов на русский язык наших западных гостей – под вопросом).

«Человеческий голос»

1.04 в Доме музыки в рамках театрального фестиваля «Золотая Маска» состоится показ редко исполняемой оперы Пуленка «Человеческий голос», в которой участвуют совсем молодые музыканты – Московский молодежный камерный оркестр и единственная героиня оперы, чью партию исполняет певица-сопрано Ольга Балашова (за дирижерским пультом – Паоло Вальери, Италия).

Фестиваль «Посвящение» в Третьяковке

В этом сезоне один из лучших российских камерных оркестров Musica Viva под руководством Александра Рудина отметил свое 30-летие. Один подарок юбиляров своим почитателям уже сделан: 25 января оркестр исполнил мировую премьеру «одночастной симфонии» Андрея Головина (Канцона для виолончели и струнного оркестра 2008 года), что само по себе событие, – ведь мало кто сегодня решается на исполнение современной музыки. И вот вам дар второй: совместно с Третьяковской галереей Musica Vivaс 10 по 19 апреля устраивает во Врубелевском зале трогательный фестиваль «Посвящение», причем, в этом году он не имеет монографической темы – Viva посвящает его себе, своим друзьям, любимым композиторам и музыкантам.

Основа рудинского форума – духовная музыка, ведь фестиваль приходится на Страстную неделю и Пасхальное воскресение. Но и здесь мы обнаруживаем премьеру: 19 апреля, в 16.00 состоится первое исполнение «Латинских гимнов» Вячеслава Артёмова (с этим композитором Рудин сотрудничает не первый десяток лет, но его премьер ранее не исполнял).

Нас ждут и концерты-посвящения. А именно Ивану Тургеневу 11.04 и Феликсу Мендельсону 12.04. Тургенев – один из самых любимых писателей Рудина. Под впечатлением его новеллы «Песнь торжествующей любви» была создана Поэма для скрипки с оркестром Эрнеста Шоссона, которая и прозвучит на фестивале. Что до Мендельсона, то 12 апреля рудинцы исполнят его Симфонию №4 до минор (из цикла «12 симфоний для струнного оркестра»); концерт для скрипки и струнного оркестра; трио для фортепиано, скрипки и виолончели до минор. Солируют Вадим Холоденко (фортепиано), соответственно – Рудин (виолончель) и столь желаемая публикой молодая скрипачка Алёна Баева.

Впервые на фестивале выступит ансамбль барочной музыки «Клематис», Бельгия, специализирующийся на забытых партитурах нидерландских композиторов.

Рахлевский зажигает на Пречистенке

Рахлевский – тот удивительный человек, с помощью которого даже самый непосвященный (потенциальный) слушатель может как через узенькую калитку проникнуть в царство классической музыки и – как ни странно – там навсегда и остаться. Скромный. Мощный. Безумно талантливый во всем. Удивительный дар – привлечь. Вот поэтому и в Чикаго, и в Нью-Йорке, и в Москве вокруг Миши Рахлевского давно уж сформировалась «своя публика», нечто вроде музыкального клуба. Вам может оказаться не близка программа какого-то конкретного концерта, но «отвязаться» от обаяния Миши и его камерного оркестра Kremlin вам уж никак не удастся. То он придумает «Классику для полуношников» (по сути – ночные концерты), то сложносоставные концерты-экскурсии в Кусково, то вот – как в этот раз – серию «К Мише на кухню…», этакие бойкие арт-мюзик-действа в интерьерах Госмузея А.С. Пушкина на Пречистенке.

Концерты начнутся в 19.00, имея тематическую связку внутри каждой программы. Так, первое отделение разительно отличается от привычного формата: называется «К Мише на кухню…» – сначала Миша расскажет об «аспектах кухни» оркестра Kremlin, а потом речь пойдет о произведениях, что прозвучат уже после антракта.

Например, 12 апреля Миша сначала поговорит о тяготах репетиций Кремлина, силе выразительных средств, а потом даст Адажио из «Квинтета для струнных» Шуберта (в оркестровой версии), «Посвящение Генри Темянка» Тома Шнаубера, 14-й квартет Бетховена… и, возможно, еще что-то (хотя бисов категорически не играет). Красивая фраза – «Бетховен обращается к массам, а Шуберт – отдельно к каждому» не всегда справедлива: по мнению Рахлевского, «в произведениях, представленных в этой программе, композиторы обращаются к самим себе, и через это обращение дают возможность заглянуть куда-то очень глубоко и еще раз убедиться в том, что понять природу гениальности смертным не дано, а вот не почувствовать ее силу – невозможно».

25 апреля, в субботу после «Кухни…» Кремлин даст «Четыре сцены» Джея Гринберга и Октет для струнных (в оркестровой версии) Мендельсона.

Начало Пасхального фестиваля

Завершаем ревю самым – по крайнем мере – громким музыкальным событием апреля – Московским Пасхальным фестивалем, который откроется в БЗК 19.04 мировой премьерой Родиона Щедрина [Симфонический диптих] в исполнении оркестра Мариинского театра (за пультом – Валерий Гергиев). В концерте прозвучат также «Соловей» Стравинского и 2-я симфония Рахманинова.

Можно по-разному относиться к творчеству Родиона Константиновича, но то, что заказ музыки под фестиваль (или привлечение новой музыки под фестиваль) становится как минимум модным явлением в музыкальной России – уже обнадеживает. Процесс пошел. Новая (еще не написанная) музыка становится востребованной. Ее не пугаются. Ее учатся писать, учатся играть и учатся слушать. Ну да, и учатся за нее платить. Но для таких мощных действ каких-нибудь 50.000 евро (например) – не вопрос.

Ну и еще – что приятно – маэстро Гергиев попотчует нас доброй малеровской программой, жаль только, что не все симфонии в его исполнении прозвучат в столице: 20 апреля, БЗК – Вторая симфония Малера (до – концерт для скрипки с оркестром Сибелиуса, солирует модный Цнайдер); 21-го – Пятая симфония Малера уже в Казани, зал им. Салиха Сайдашева; 23-го – Пятая в Екатеринбурге (исполнители те же – Гергиев и оркестр Маринки), 3 мая – шествие Пятой завершается в Ереване. Интересно было бы услышать метаморфозы Пятой в троекратном исполнении.

Кроме Малера – много Сибелиуса, Щедрина, Шенберга, Стравинского, двадцатый век торжествует.

Отдельные рецензии и анонсы фестиваля читайте уже в апреле.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру