Маэстро божественной случайности

Впервые в Москве открылась выставка легендарной Школы Лапина

27.05.2009 в 18:42, просмотров: 1554

В каждом снимке — уникальность, индивидуальность, талант. Впервые за 30 лет существования Школы Александра Лапина на “Винзаводе” открылась выставка самого мэтра и его учеников. Несмотря на то что у Лапина тысячи учеников, на выставке оказались только 36. Среди них — фотокор “МК” Сергей Иванов.

— Как-то в 1988 году я шел по улице и увидел объявление: приглашаем фотографов к участию в 1-й Московской молодежной фотовыставке, — рассказывает Сережа, пока мы петляем мимо цветных и черно-белых снимков. — Я принес свои работы. Лапин отобрал две. А потом в течение нескольких лет я постоянно ходил к нему. Мы разбирали композицию, развивали умение видеть фото.

Раскрою секрет: главное — не уметь нажимать на кнопку, правильно выстраивать диафрагму, выдержку и светочувствительность. Главное — уметь видеть снимок. Этот взгляд либо есть, либо нет. Александр Лапин помогает открывать свой фотоглаз.

Непонятно? Вот пример из серии Эмиля Гатауллина и Алексея Голубцова “Крестный ход”. На центральном снимке в одном из фототриптихов мы видим на переднем плане старушку, она стоит спиной к зрителю. За ней — два священника в ризах наклонились друг к другу. Что завораживает в этом снимке? Если правильно смотреть, то есть с расстояния в несколько метров и слегка прищурив глаза, то... ризы превращаются в ангельские крылья! Подчеркивают композицию два боковых снимка, где женщины в белых платках движутся как бы от бабушки-ангела. Так создается динамика.

А вот Сережу Иванова завораживают тени. Вот необычный снимок: мужчина в стрингах загорает! От мускулистого тела падает тень на стену Петропавловки. Сережа раскрывает секрет: “При печати негатив был зеркально перевернут. Так он стал композиционно закончен”.

Вся выставка пронизана такими концептами. Динамика, создание образа, умение подчеркнуть деталь — постулаты, на которые опирается Школа Лапина. Правда, для самого Лапина есть еще один главный закон.

— Фотография — всегда случайность. То, что на снимке создали не мы, а кто-то там, — говорит Александр Иосифович, показывая наверх. — Это выставка не фотографов, а фотографий.

— А как отбирали работы?

— Когда видишь хорошую работу, сжимается сердце.