“Секрет” успеха Et Cetera

Максим Леонидов выбился в “Продюсеры”

31.05.2009 в 15:59, просмотров: 1473

В театре EtCetera Александр Калягин и Давид Смелянский (в качестве продюсеров) представили мюзикл — “Продюсеров” Мела Брукса. Можно сказать с уверенностью, что сами они были далеки от организационно-финансовой схемы, которая служит сюжетной основой этого постмодернистского шоу, и рассчитывали не на провал, а на успех.

Вначале был фильм (не музыкальный) Мела Брукса “Весна для Гитлера”, и было это давно — сорок лет назад. Затем в 2001 году на его основе Мел Брукс, как невероятно гармонически развитая личность, сам написал к спектаклю музыку. Затем снова был фильм — теперь уже киномюзикл. Безумно смешная история о том, как два бродвейских продюсера решили выпустить заведомо провальное шоу, чтобы безнаказанно украсть деньги инвесторов, неожиданно превратилась в суперхит. Отчаянная идея вывести на сцену Гитлера со всей нацистской атрибутикой как персонажа музыкальной комедии, да еще и в образе гея, пришлась по вкусу даже в Израиле, где на эти темы шутят весьма осторожно.

Спектакль игрался на местном языке (включая иврит) по строгой постановочной кальке первоначального варианта — таковы правила жанра. Но Россию общими правилами не повяжешь. Калягин и Смелянский добились от правообладателей невозможного: разрешения отступить от оригинала и создать свою собственную версию спектакля.

Как человек, видевший лондонскую постановку, свидетельствую: московская версия никаких искажений в спектакль не вносит. Режиссер Дмитрий Белов (“Золотая маска” за ремикс-оперу “Фигаро” в Екатеринбургском театре музкомедии) и сценограф Ольга Шагалина адаптировали постановку, слегка ее удешевив (и правильно!), уровень хореографии и пластики (балетмейстер Жанна Шмакова) ничуть не ниже оригинала. Единственное принципиальное отличие — главные герои совершенно не похожи на “исходники”. Они и не могут быть похожи: Максим Леонидов (Бьялосток) и Егор Дружинин (Блум) сами по себе настолько яркие индивидуальности, что скорее у многих актеров возникнет соблазн быть похожими на них.

Максим Леонидов (лидер бит-квартета “Секрет”), обладатель хорошего голоса и представительной фактуры, показал недюжинный актерский талант и мастерство, тряхнув своим бэдэтэшным прошлым. Его персонаж — живой, смешной, трогательный, абсолютно не схематичный. То же можно сказать и о Блуме: конечно, никого не удивит выразительная пластика нашего известного хореографа, но то, что Дружинин смог столь убедительно запеть, — просто чудеса. Роман Кириллов, играющий психопатичного нациста Либкинда, Наталья Благих (шведская красотка Улла), Алексей Черных в роли режиссера де Бри (он же — Гитлер) и все остальные актеры, играющие по нескольку эпизодических ролей, — на высоте. Все — живьем, никаких “фанер”. В том числе и отличный оркестр под управлением Виктора Луценко. Автор русской версии текста Алексей Кортнев и для интеллектуалов кое-что припас: цитаты из Чехова, из Кафки, аллюзии с текстом гоголевского “Ревизора”. Кстати, над ними смеются лишь процентов десять зала. А над репликой типа “этот партийный псих хотел замочить меня в сортире” ржет весь зал. 50 миллионов рублей (официально заявленный бюджет спектакля) явно пошли в дело без остатка. И хит получился, как и было задумано.