Семь групп одного фестиваля

«Саундтрек» IV Московского международного открытого книжного фестиваля

05.06.2009 в 17:46, просмотров: 2075

В этом году музыкальная часть ММОКФа не уступает книжной, ведь отбором групп занимался сам Артемий Троицкий! И поэтому программа получилась разнообразной и насыщенной. Среди групп, выступающих на фестивале, интересны, прежде всего, этно-шаманы из Шотландии Pumajaw, психоделические ребята из Амстердама zZz и электронные панки We Are Enfant Terrible. Также стоит обратить внимание на космополитов Lonely Drifter Karen, английских «воздухоплавателей» The Montgolfier Brothers и декадентов Noblesse Oblige. За Россию будут играть питерские неформалы НОМ – коллектив единомышленников, известный еще с 1987 года.

А теперь немного о каждом коллективе:

PUMAJAW (UK)

Pumajaw – это один из лучших некоммерческих дуэтов Шотландии, который создаёт ритмическую музыку с космическими мелодиями и лёгким оттенком этно. В легчайшие мелодические рисунки музыканты вплетают жестковатые сэмплы и ломаные биты, отказываясь следовать традициям того или иного стиля. Магию создаёт глубокий, чуть блюзовый голос Пинки Мэнклёр (Pinkie Manclure), которой помогает Джон Уиллс (John Wills). Все критики снобских британских изданий наперебой восхищаются способности этих двоих создать стену звука и полностью поглотить ею слушателя. Пинки называют ведьмой за её способность в одну секунду рычать как львица, а в другую – звенеть как колокольчик.

Вместе они работают уже пятнадцать лет – как над сольными проектами Пинки, так и над совместными. И соединила их, в частности, и любовь к атмосферному, гипнотическому звуку. Почему-то местные издания больше пишут о фолке, когда упоминают о дуэте, что вызывает у Джона безмерное удивление: «Мне никогда не нравилось, что нас определяют именно в эту категорию. Наши песни гораздо больше и шире. Нет, мы, конечно, используем этнические мотивы, но не только их». Но Уиллс признаёт, что обожает фолк-записи, особенно 60-х и 70-х годов, которые в Британии выпускала Elektra. Он поясняет, что его смущает не само определение их музыки, сколько то, что оно может сбить с толку потенциальных слушателей.

К слову, этнические мотивы больше присущи самой известной работе дуэта – Curiosity Box, которая вышла в прошлом году. В общем и целом Пинки и Джон записали вместе около десяти альбомов как проект Lumen, так и под именем Мэнклёр. Вот-вот они выпустят ретроспективную пластинку «Favorites», на которой соберут лучшее за все годы. И под это лучшее в музыкальных магазинах нужно будет создать новый раздел – «Магия».

zZz (Netherlands)

Оттенгейм и Шинкель из Амстердама исполняют музыку для психоделических оргий в самом холодном углу преисподней. А если взять Suicide и наложить на них The Cramps, то из середины этого креста польются запредельные звуки zZz. (А.К.Троицкий).

Голландцы Отто Оттенгейм и Даан Шинкель объединились в zZz в 2001 году, чтобы исполнять дискотечный психоделический электро-рок. Всё, что было нужно для этих песенок с однозначными названиями типа Lover, Grip и Angel - это микрофон, примитивная барабанная установка, кое-какие гаджеты и пятидесятидолларовый церковный органчик. При помощи такого нехитрого скарба дуэт выпустил демо Bikini Inferno в 2002 году, а в 2005 – дебютную пластинку The Sound Of zZz. Об этой работе написал журналы Spin и NME. Первый назвал пластинку одновременно цепляющей и инновационной, второй выразился совсем уж витиевато: дескать, музыка Отто и Даана – это последыш орган-панка, а сами ребята – самые что ни на есть краут-рокеры. Не обращайте внимания, критики и не такое написать могут.

Тем не менее, дуэт начала набирать обороты и выступать на разогреве у Fatboy Slim, Juliette & The Licks, Gossip, Franz Ferdinand и The Happy Mondays. Набравшись опыта, в январе этого года ребята выпускают второй альбом – Running With The Beast. Во время съёмок видео на заглавную композицию проводились настоящие петушиные бои, хотя и под присмотром профессионалов. Зелёные как будто не озаботились проблемой, но, возможно, что всё ещё впереди. А вот второй ролик, Grip, получил награду как лучший иностранный клип на Music Video Festival во Франции. Дальше интереснее - на видеоряд был сделан римейк, который, вместе с треком звучит в рекламе автомобилей Fiat.

В общем, маховик заработал и теперь дуэт активно гастролирует по всем клубным площадкам Европы, и возможно, скоро по популярности они переплюнут какого-нибудь Дэвида Гетту. Тем более, что у них куда больше вкуса и чувства юмора.

WE ARE ENFANT TERRIBLE (France)

We Are Enfant Terrible – это молодые французы, детство которых и не думало кончаться. Основательница коллектива, красавица PopClo, днем отвечает за музыкальный контент в рекламном агентстве, ночью занимается тем же самым, только в клубах – устраивает вечеринки TILT!. Ди-джей, неутомимая тусовщица с хорошим музыкальным вкусом и живой улыбкой заставит протанцевать вас до самого утра.

PopClo и два её сообщника по группе никак не хотят расставаться с детством, вернее, сами пролонгируют его изо всех сил: играют свои треки, словно дети, которые ещё не научились убавлять звук, с обильным использованием блипов и прочих бипов. Чистые синт-панк-80е! Их минимал-электро сэмплы делаются на восьмибитном синтезаторе и приправляются грязноватыми гитарными рифами, и не зря они свою музычку называют «минимал» и «анимал». Вы их наверняка слышали в прошлом году, когда вся примоднённая Москва ломанулась на десятилетие журнала «АФИША». Их музыка и свет заставляют вас чувствовать героем жутко смешного панк-мультика, в котором герои с удовольствием крошат друг друга топорами и прочими нужными предметами на мелкие кусочки. Такой вот выброс отрицательной энергии – протанцевался/проорался и вышел из клуба как бы очищенным. В общем, довольно скоро троица обратила на себя внимание менеджера знатной хулиганки – Peaches. Так что ребята теперь сами признаются, что им не нужно было прорываться в хорошие клубы, их туда стали быстро приглашать сами промоутеры.

А журналисты и клабберы по всей Европе так зафанатели от этих панк-деток, что тут же начали превозносить их способность делать не просто хорошие, а восхитительные треки. Анфан террибли стали ролевой моделью для многих людей – настоящий праздник непослушания.

LONELYDRIFTERKAREN(Spain)

Lonely Drifter Karen – это миниатюрная 28-летняя австрийская блондинка Таня Фринтон (Tanja Frinton), фронтмен и главный сингер/сонграйтер, испанский пианист Иарк Мелиа Собревиас (Marc Melia Sobrevias) и их итальянский друг, барабанщик Джорджио Меносси (Giorgio Menossi). В последнее время троица живёт в Барселоне, где и записывает свою элегантную обаятельную музыку, которая напоминает традиции континентального городского фольклора, классической музыки и эстетики парижских кафе и кабаре времён Веймарской республики. Такое разнообразие объясняется тем, что до основания группы Таня успела изрядно попутешествовать по Европе.

Первый альбом трио Grass Is Singing – это мечтательная оторванность от реальности, свой полный милых ненормальностей мирок, воображаемый вояж винтажных кукол по европейским провинциальным городишкам, а то и просто махоньким зачарованным деревенькам или послевоенным барам Парижа или Вены, сценическим задворкам любительских театральных и танцевальных трупп. Трепетные и немного чудаковатые песенки Lonely Drifter Karen заставляют вспоминать то Bjork (в самом тихом варианте) и Feist, то Джоану Ньюсом, то The Puppini Sisters или The Tiger Lillies, наконец, недавнюю литовскую дебютантку Алину Орлову и того же Яна Тирсена.

Пластинка наделала довольно много шума, критики извращались, пытаясь описать, что же это такое. Лучше всех описать эмоциональное воздействие ребят на слушателей смогли, наверное, только в Buzz: «Это музыкальное воплощение фильма «Амели». Голос Тани доходит до самого сердца, согревая его, как вечерняя поездка по городу вместе с объектом вашей истинной любви».

THEMONTGOLFIERBROTHERS (UK)

The Montgolfier Brothers – проект, созданный и названный в честь братьев Жозефа-Мишеля и Жака-Этьена Монгольфье, которые в 18 веке изобрели дирижабль. Музыка дуэта – кстати, англичан, а не французов, Роджера Куигли (Roger Quigley) и Марка Трэнмера (Mark Tranmer) – воздушна настолько, что, закрыв глаза, вы чувствуете, как плывёте над землёй, порой касаясь облаков, и наблюдаете, как реки разветвляются вокруг водоёмов, а равнина резко вырастает в лес. Эту лёгкость музыканты привнесли из своих собственных проектов: Роджер из At Swim Two Birds, Марк – из Gnac (псевдоним позаимствован им из новеллы Итало Кальвино Luna e Gnac).

Марк Транмер – эстет и «магический реалист от музыки» родом из сельскохозяйственного восточного Йоркшира. Его дом находился аккурат за летным полем Королевских Военно-Воздушных Сил, и один из первых неизданных треков Марк так и назвал – The RAF Makes You Deaf («ВВС сделает вас глухим»). Наверное, ему хотелось летать как настоящие птицы – легко, почти бесшумно и плавно. В какой-то момент он пересёкся с Роджером, поклонником Франсуа Трюффо, Джейн Биркин и Джин Сиберг. Ему импонирует воздушность, хрупкость и уязвимость. Таким образом, они с Трэнмером составили прекрасную пару.

Их первый альбом, Seventeen Stars, вышел в 1999 году, который один раз даже был переиздан. Последующие две пластинки, The World Is Flat и All My Bad Thoughts, получили восторженные отзывы критиков. После этого музыканты стали гастролировать по всему миру, и теперь поделятся кусочком спокойного неба над головой и с нами.

NOBLESSEOBLIGE (Germany / UK)

Noblesse Oblige - немец Себастьян Ли Филипп (Sebastian Lee Philipp) и француженка Валери Реней (Valerie Renay) исполняют песенки с провокационными названиями Bitch, Caligula, Lil` Dirty и Daddy Don`t Touch Me There. О каком положении идёт речь и к чему оно обязывает, можно легко догадаться, учитывая то, что дуэт использует тему секса и лёгкого садо-мазо как подтекст для всего остального. Парочка объединилась в начале 2004 года в Лондоне и через два года после эпохальной встречи выпустила дебютный альбом Privilege Entails Responsibility - смесь диско-панка, французского шансона 60-х и яростного акустического фольклора. И на этот напалм были наложены тексты с чёрным-пречёрным юмором, в результате чего от группы заторчали все лондонские хипстеры. Однако в том же 2006 году группа передислоцировалась в Берлин, где начала работу над следующим диском, Exile, который был выпущен в 2008 году. Себастьян и Валерии пошли ещё дальше в своих музыкальных экспериментах, смешав мелодии из готических ужастиков с африканскими трайбалистскими мотивами, наложив это на современный поп.

Пару стали приглашать выступать на одной сцене с Dresden Dolls, Vive La Fete!, Лидией Ланч (Lydia Lunch) и Энн Кларк (Anne Clark). И они соответствовали перечисленным артистам своими дикими шоу-спектаклями! Они освоили все площадки: от хипстерских клубов в Париже и арт-галерей в Лондоне до БДСМ-темниц в Риме. Среди их поклонников можно встретить таких безусловно выдающихся персон как порно-звезду Рокко Сиффреди, фотографа Вольфганга Тиллманса и композитора Майкла Наймана. Не надо думать, что выверты дуэта могут оценить только такие же ненормальные эстетствующие декаденты, как они сами: группу постоянно отмечают критики таких мейнстримовых изданий, как Time Out, BBC 6Music, Pro Mobile UK. Журналисты признают, что этот чисто андеграундный проект создаёт по-настоящему новую и свежую музыку, которую просто необходимо слушать всем.

НОМ

Н. О. М. (Неформальное Объединение Молодёжи) — советская и российская музыкальная группа. Основана 23 февраля 1987 года в г. Ленинграде. Стиль музыки можно условно назвать «ироничный рок». Основной тенденцией в творчестве является иронично-насмешливый взгляд на окружающий мир.