Рок-батальоны просят огня

Ветераны рока искали в поволжских степях молодую шпану и клеймили “правящую верхушку”

Самарскому фестивалю “Рок над Волгой”, прошедшему в минувшие выходные впервые, следующим летом предстоит прыгнуть выше собственной головы. Но случится такое, если его фестивальная история окажется продленной на ближайшие годы, как о том заявляют сегодня организаторы. В День России в поле у поселка Красный Пахарь под Самарой “МК” наблюдал форменный саммит российского рок-олдскул-сообщества. А также… 167 тысяч человек, плавящихся на черноземе в 35-градусную жару. В “старую школу” ветеранов трудящиеся тянулись праздничными колоннами, как в былые Первомаи, и им было от души наплевать на кликушества эстетствующих снобов о загнивающем говнороке…

Несмотря на название “Рок над Волгой”, Волги под роком не видел никто, слишком далеко от нее была выбрана дислокация мероприятия. Это и стало главной шуткой дня. Однако именно отсутствие водоема оказалось стратегически верным решением. При наличии этой большой реки с быстрым и холодным течением местные спасательные службы не смогли бы контролировать количество желающих охладить свой пыл, и с фестиваля вернулись бы не все. А так публика лишь отделалась солнечными ударами (бригады “скорой” без дела не сидели) да солнечными же ожогами.

Рекорд

Фестиваль собрал рокеров половины страны: ехали не только с окрестных городов, ближайшего Тольятти и недальней Уфы, но и из Москвы, Питера, Казани, Омска, Новосибирска... В смелых мечтах организаторы предполагали, что прибудет около 100 тысяч человек. Но в пять вечера один из устроителей праздника Михаил Шурыгин с круглыми от удивления глазами сообщил “МК”: “Уже 130 тысяч!” Милиция на следующий день выдала финальную цифру — 167 тысяч зарегистрированных посетителей, рекордную для российских рок-фестивалей явку на данный момент. Даже в лучшие времена многодневная рок-мешанина “Нашествия” собирала “лишь” до сотни тысяч человек. Вероятно, из-за этого незапланированного рекорда и наблюдался страшный дефицит воды. Когда в палатках закончилась маркированная бутылочная влага, на площадку стали подъезжать цистерны с бесплатной водой на розлив. В очередях за пивом и снедью люди изнывали по 40 минут. 

Запланированными здесь были только привычные самарские пробки на дорогах. “У нас в Самаре каждый с рождения имеет машину, поэтому и пробки посерьезнее московских!” — хвастались гибэдэдэшники, кивая на местный ВАЗ.

Рокеры

Народ сюда влекли не только длинные выходные, но и максимально звездный состав участников: “Аквариум”, “Алиса”, “Чайф”, “ДДТ”, “Сплин”, Бутусов с “Ю-Питером”, “Воскресенье”, “Чиж и Ко”, “Агата Кристи”, “КиШ”, “Ария”. Да и сами рокеры вели себя в привычной им хедлайнерской манере, пели в основном старые проверенные временем и публикой хиты. Толпа дружно горланила “бутылку кефира, полбатона”, “каморку, что за актовым залом”, “ну-ка мечи стаканы на стол”, “я хочу быть с тобой”, “разбежавшись, прыгну со скалы”… После выступления Борис Гребенщиков, например, честно признался, что, если бы “Аквариум” завел пластинку из песен последнего альбома, народ бы просто уснул. 

Кстати, БГ, впервые появившийся на таком массовом мероприятии после перенесенной операции на сердце, выглядел на редкость цветущим и жизнерадостным. Под расстегнутой рубашкой хорошо просматривался огромный шрам, Борис Борисович философствовал: “Сегодня мы в последний раз выступали в этом составе, о том, какие в “Аквариуме” будут изменения, сказать не могу. Ничего загадывать нельзя, поживем — увидим!” 

И только Юрий Шевчук (с которым БГ счастливо обнялся, увидев его в соседней гримерке) с “ДДТ” шел вразрез общей программе, рассчитанной на хиты и пиво. Его группа в тот день не исполнила ни одной старой песни. В середине 50-минутного сета он успокоил беснующуюся у сцены публику, требующую “Осень”, и сказал, что настроен только на “новье”. И даже “родину-уродину”, которая планировалась на финал его выступления, петь передумал. Он единственный был недоволен мегазвездным составом участников: 

“На подобных фестивалях нужно делиться новыми наработками. И вообще, здесь звезды должны чередоваться с молодыми исполнителями!” — вещал он. 

Группа “ЧайФ” также обратила свои взоры к рок-поросли, закончив сет совместным с БГ кричательным номером: “Где та молодая шпана, что сотрет нас с лица земли?” Правда, потом на вопрос “МК”: “И где же та шпана?” — “чайфы” дружно заявили, что ее у нас нет и что с БГ они эту песню исполнили потому, что прекрасно знают — соревноваться с ними никто из “молодых рокеров” не может. Кишки, мол, у них тонки… 

Молодая шпана

Между тем о “молодой шпане” организаторы все-таки не забыли и пригласили на разогрев некий выводок юных дарований и менее известных групп: “Дайте2”, “Море”, “Мордор”, Таню Зыкину и F.P.J. Только начинающими их уже вряд ли назовешь. “Море” донельзя заротирована по радио, размалеванный костюмированный хардрокерский “Мордор” состоит из известных московских музыкантов, самородок из Ижевска Таня Зыкина, поддерживаемая теперь серьезной продюсерской командой, стремительно набирает популярность. А нижегородские отвязные альтернативщики F.P.J — едва ли не лучшая в стране независимая команда, заслышав которую, панки неслись к сцене, сбивая на пути праздных отдыхающих. Михаил Горшенев из “Короля и Шута” удивлялся, выкатив глаза: “F.P.J — молодая группа?!” — и признавался, что из всего фестиваля с интересом посмотрел бы только их выступление. Но панковское “мясо” было грамотно размазано по программе — “КиШ” и F.P.J разделяли несколько часов более легковесного рока, что нисколько не мешало музыкантам общаться за кулисами, размачивая досадную несправедливость и “волжскую Сахару” свежим “жигулевским”.

Иностранцы

“Рок над Волгой” изначально был объявлен как фестиваль международный. Придать ему такой статус были призваны лихие финские виолончелисты Apocaliptica и Кен Хенсли, ветеран легендарных Uriah Heep. Apocaliptica синхронно потрясала хайрами, демонстрируя не только музыкальную, но и хореографическую продуманность своего сета, чем вызвала неконтролируемое восхищение публики. Финны даже пытались шутить, но их специфический северный юмор был понят далеко не всеми. Пропилив фразу из Гимна России, один из участников группы повернулся к залу спиной, снял штаны и стал покачивать задом, демонстрируя ярко-красные трусы с желтой надписью “СССР”. Подобный жест был бы воспринят на ура, будь он произведен любым из наших настрадавшихся в 80-е подпольные годы рокеров. В исполнении же почетных иностранных гостей он вызвал массовое недоумение. Воспитанные как изолированная от остального мира нация, мы с трудом воспринимаем “гуманитарный глобализм”, если он касается наших “внутренних дел”. То ли — американцы с британцами, которые с восторгом принимали чужестранного киприота Джорджа Майкла, когда тот вовсю стебал их королеву и Джорджа Буша на своих концертах… 

Кен Хенсли был выпущен на сцену в сопровождении группы “Чиж и Ко”. Причем Сергей Чиграков не скрывал того, что выступление их подготовлено не было: 

“Мы в группе ненавидим репетировать. Дай бог, раз 10 за 15 лет собирались. Видимо, каким-то образом наше отношение к репетициям передалось Кену Хенсли. В общем, мы не репетировали ни разу”. 

Но и Хенсли, и “чижи” совместным сетом остались довольны. Чиграков заявил даже, что так же, без подготовки, сыграл бы с любым заграничным музыкантом, будь то хоть Бритни Спирс.

День России

На вопросы о значении праздника День России, к которому было приурочено мероприятие, музыканты отвечали по-рокерски расслабленно, что им праздник не нужен, у них постоянно “день России, вечер России, ночь России…”. Но были и сознательные граждане, не уронившие исторических традиций политизированного русского рока. Александр Васильев из “Сплина” заявил: 

“Сейчас не время для праздничного настроения, я тут прочитал, что в мире финансовый кризис, и в нашей стране в том числе. Настоящий праздник будет тогда, когда благосостояние коснется всего народа, а не отдельной правящей верхушки”.

 Юрий Шевчук говорил с журналистами лозунгами: 

“Я очень люблю Россию и хотел бы жить в России, где уважали бы просто человека. Чтобы он имел не только обязанности, но и права. Чтобы человеческая жизнь имела ценность, а сейчас ее нет”.

* * * 

В заключение раскаленного рок-н-ролльного дня Константин Кинчев и “Алиса” показали часовую ретроспективу своего творчества. Кинчев демонстрировал как всегда превосходную физическую форму и безграничную энергетику — ему оказалось под силу заставить выть от восторга выдохшуюся к 11 вечера публику. Рок-монстры ушли со сцены под финальный фейерверк. Рекордная толпа в кромешной темноте стала расползаться по чернозему кто куда.

Самара—Москва. 

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру