Третья биеннале: разлом ограничений

Иосиф Бакштейн: “Художники России разобщены и маргинализированы!”

Уже 25 сентября в столице на разных площадках откроется модный фестиваль-месячник современного искусства “Третья московская биеннале”. Программа и бюджет смотра накануне были озвучены: за 65 млн. рублей, полученных от Минкульта, организаторы привезут в Москву поистине звездные имена — братьев Чепменов, Марину Абрамович, Эрвина Вурма, Аниш Капура… Куратор основного проекта Жан-Юбер Мартен (Франция) пообещал вернуть выставку самим художникам, избавившись от навязанных куратором тем и шаблонов. Мы же спросили у Иосифа Бакштейна, комиссара биеннале, — есть ли полное понимание актуального арта у российского зрителя?  

— Для людей моего поколения, — говорит Иосиф Маркович, чьи взгляды формировались при советской власти в 70-е годы XX века, — то время было гораздо более драматичным и сложным в плане отношения культуры официальной и неофициальной. Сегодня же смотрю оптимистически на перспективы взаимодействия между современным артом и отечественной аудиторией. Есть отдельные конфликты (эти истории известны), но такое происходит во всем мире.  

— Но что касается молодых российских художников — часто ли появляются яркие имена? Они “конкурентоспособны”?  

— Вот тут как раз проблема, потому что сказывается период изоляции от международной художественной сцены, — она, изоляция, до сих пор не преодолена. Галерейная инфраструктура только формируется, люди не понимают, что это такое — “художник как профессия”. Плюс художественное образование, которое до сих пор очень консервативно.  

— Но, согласитесь, все-таки хорошо, что молодого человека у нас, по крайней мере, учат рисовать, учат азам анатомии…  

— С этим абсолютно согласен: в той же Европе даже рисовать либо не учат, либо учат плохо. Но я говорю о явлении в целом. Вот смотрите, такой факт: в Московском союзе художников порядка 7—8 тысяч членов, а в современном искусстве фигурирует максимум 100—120 имен, которые я или вы хорошо знаете. Что делают остальные тысячи профессионалов высокого уровня, обладающих всеми базовыми навыками? Они абсолютно не вовлечены в процесс. Художественное сообщество разобщено, союз художников маргинализирован — и это симптом неблагополучия в отечественной арт-среде. В основном переквалифицируются в дизайнеры, то есть идут в прикладные области…  

— Третья биеннале масштабнее, чем все прежние?  

— Стало больше участников: в основном проекте 80 художников со всех континентов, более 40 специальных проектов, обширная параллельная программа. Задействованы все — и площадки, и арт-группы, это будет огромный фестиваль по всей Москве, что тоже даст определенный толчок интереса аудитории к тому, что происходит в современном искусстве. К тому же растет число коллекционеров, появляются новые площадки: “Гараж”, например, нам предоставил свою территорию для основного проекта биеннале “Против исключения”… Главное, что Минкульт помогает, ведь основной бюджет формировался именно за его счет. То есть Московская биеннале — это важная часть культурной политики нашего государства, а это очень существенный момент.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру