Большой скучает по царю Гороху

Главный театр завершил свой сезон невыразительным гала-концертом

Будто нарочно, все самые громкие скандалы, связанные с Большим, пришлись на середину лета. Все отдыхают, а он знай себе бурлит: отставка Ведерникова, громкие заявления мэра Москвы о реконструкции — у всех на слуху. Но вот наконец этот 233-й сезон стал достоянием истории. Большой закрыл его традиционным гала-концертом звезд балета.

Впрочем, гала оказался таким же скучным, как и сам (в творческом смысле) сезон: за все время лишь одна примечательная премьера (“Русские сезоны” Ратманского, бывший худрук подарил ее театру перед самым уходом). А вот более полугода, что стоит во главе балета одноклассник Ратманского Юрий Бурлака, не принесли ничего интересного. Складывается впечатление, что в своих решениях новый худрук несамостоятелен и зависим, реальную же политику определяют совсем иные люди. Ему же в качестве утешения дают возможность восстанавливать любимые старинные постановки.

Так и гала оказался заполнен ископаемыми древностями: восстановленный Бурлакой несколько лет назад “Розарий” из балета “Пробуждение Флоры” никак не соответствовал уровню Большого театра, напоминал скорее залежалый пыльный хлам в лавке старьевщика. Именно в этом духе, стараясь не упустить из виду ни одну из архаичных деталей, присущих старым балетам, и тщательно отсекая все лучшее новое, работает новый худрук.

Репертуар гала-концерта можно было видеть и 10, и 20, и 30 лет назад. Только присутствие в концерте “Классического па-де-де” Баланчина, замечательно исполненного балериной-депутатом Светланой Захаровой и ее партнером Андреем Меркурьевым, да “Танго” из балета “Золотой век” Григоровича, лихо исполненное Павлом Дмитриченко, напоминали, что мы живем не во времена царя Гороха. Знаменитая “григовская” выправка артистов в “Танго” говорила, что легендарный мэтр вернулся в труппу и тщательно следит за своими балетами. Бывший властитель Большого, говорят, настолько бодр и энергичен, что по театру даже пополз слушок о его женитьбе, впрочем, тут же опровергнутый и близкими друзьями 82-летнего хореографа, и самой предполагаемой молодой кандидаткой на руку и сердце.

Несмотря на то что в афишах значилось слово “звезды”, обращало на себя внимание и красноречивое отсутствие (за исключением Андрея Уварова) премьеров Большого. Однако на бумаге значится аж 7 человек. Да, с мужским полом ситуация в балете тяжелая. Но, видимо, Бурлака этим обстоятельством ничуть не обескуражен. Да и в излюбленных им старинных балетах царствует балерина, а мужские партии на крайний случай смогут исполнять и травести.

Конечно, отличные танцовщики в Большом еще не перевелись. Да и в концерте блистали Андрей Болотин, Денис Медведев, Владислав Лантратов, не говоря уже о феноменальном Иване Васильеве. Вот и неувядающая Галина Степаненко, как всегда, принимает участие в становлении молодых дарований. Но, например, Вагановское училище не выпустило в этом году ни одного мальчика. Депутаты никаких поправок к указу об отмене отсрочек от службы в армии для балетных выпускников так и не приняли. Так что ситуация на самом деле близка к катастрофической.