А не попробовать ли кухарке управлять государством?! Напрямую!
“МК”, 30 ноября 1929 г.:
“Московский электрозавод принял шефство над Наркомфином (Наркоматом финансов. — Авт.). Рабочие завода решили взять на себя в порядке общественной нагрузки выполнение целого ряда работ по аппарату Наркомфина. Предполагается далее наметить ряд должностей, которые будут замещать выдвиженцы поочередно. Проработает рабочий [в Наркомате] год-два и вернется к станку, а его место займет следующий выдвиженец”.
“МК”, 9 января 1930 г.:
“Начинается чистка ВСНХ, Наркомпроса и Наркомфина. …Сейчас развернуты уже курсы по подготовке рабочих и батраков для работы в органах Наркомфина (это взамен “вычищенных” специалистов. — Авт.)”.
Субботники стали одной из “визитных карточек” большевистской республики. Но среди “правильных” субботников случались порой и “неправильные”.
“МК”, 14 декабря 1929 г.:
“На завидовской ткацкой фабрике группа комсомольцев и рабочей молодежи решила устроить торжественные проводы отъезжающему инструктору физкультуры. Зная о том, что он высылаем в административном порядке и является классово чуждым элементом, организаторы проводов устроили “субботник” с целью заработать деньги на покупку инструктору портсигара. Райком узнал о событии в Завидовке и деньги, заработанные на подарок лишенцу, у комсомольцев отобрал. В знак протеста против действий райкома завидовцы решили сорвать конференцию рабочей молодежи, созываемую для обсуждения коллективного договора. Конференция была сорвана…”
Государство заботилось о том, чтобы подобных “проколов” было меньше.
“МК”, 8 декабря 1940 г.:
“…При Союзе советских писателей организован филиал Университета марксизма-ленинизма. Срок обучения — 2 года. В первый год писатели будут изучать историю партии, диалектический материализм, во второй — исторический материализм и политэкономию. В числе слушателей университета — Е.Долматовский, С.Михалков, Л.Ленч и др.”.
Впрочем, и без обучения премудростям коммунистических наук некоторые граждане проявляли завидную политическую зоркость.
“Молодой ленинец”, 1 марта 1924 г.:
“Вскоре после смерти Ильича появились папиросы 3-й госфабрики г. Кременчуга под названием “Ильич”. На крышке коробки наклеен портрет Ильича. Это, по-моему, недопустимо. Выкурит какой-нибудь гражданин папиросы, коробку бросит, и будет портрет нашего дорогого вождя попираться ногами прохожих. Мне кажется это святотатством. Богородский”.
Одиозный пионер Павлик Морозов, “сдавший” “органам” отца, нынче свергнут с пьедестала. А ведь по горячим-то следам эту историю прославляли в СССР всеми возможными способами.
“МК”, 21 ноября 1940 г.:
“Образ героя-пионера, увековеченный в песнях, стихах, картинах, возрожден в пьесе А.Яковлева “Пионер Павел Морозов”. Эту пьесу показал вчера на всесоюзном смотре театров для детей Московский областной театр юного зрителя. …Мать Павла Морозова, Татьяна Семеновна, узнав, что жизнь ее героя-сына должна воплотиться на сцене, приехав в Москву, присутствовала на репетициях, помогала актерам в создании жизненных, правдивых образов…”
Возвеличивание “своих” героев было неразделимо с тотальной борьбой против “классовых врагов” социалистической республики.
“МК”, 19 сентября 1929 г.:
“Результаты комплектования Тверского педагогического вуза дают все основания утверждать, что приемная комиссия… смазала классовую линию. Решение о 65%-ной рабочей прослойке в новом приеме не выполнено. Приняты 149 человек. Из них детей рабочих и крестьян — 86. В числе крестьян не только бедняки и середняки, но и дети зажиточных… Зато в институт приняты такие, как Вржевская, происходящая из дворянской семьи и имеющая тесную связь с социально чуждым элементом…”
Врага легко вычисляли по его социальному происхождению, а для того чтобы быть причисленным к “надежным товарищам”, нужно было показать себя на “ударной вахте”.
“МК”, 3 января 1930 г.:
“Лесозаготовки являются проверкой классовой устойчивости каждого комсомольца, и не выдерживающие ее должны беспощадно изгоняться из комсомола!..”
Логическим продолжением такого тезиса являлся и лозунг, напечатанный в столичной “молодежке”:
“Каждый удар топора есть кирпич, вкладываемый вами в грандиозное здание социалистической стройки!”
М-да, если, конечно, кирпичи делать топором — очень специфическое здание можно построить!