И пробил Чаплина час

Фестиваль “Спиваков приглашает…” — всегда подарок для меломана

В Москве продолжается фестиваль “Владимир Спиваков приглашает...”. Что будет, “Если бы Бах разводил пчел”? Вот и узнают пришедшие на концерт с Арво Пяртом (это его Бах), Гайдном и, собственно, Бахом в программе. Бах остался бы Бахом, как и сам Паганини, который словно бы сам схватил скрипку на своем 1-м и 2-м концертах из рук Юкки Мануэлы Янке… Спиваков удивляет всегда, обезоруживая… искренностью: волшебно начал свой фест с Гершвина, а завершает Чаплином!

— Важно не количество фестивальных концертов, — говорит маэстро Спиваков, — а возможность показать в Москве то, что люблю я сам: что-то новое, разнообразное по жанрам и стилям. Думаю, мне это удастся и на этот раз!  

…Вот первый концерт: Гершвин-гала. Гершвин не позволяет вранья. Это Америка, перемычка времен, Малер умер, Шенберг только становится некоронованным королем, войны не за горами, Голливуд в зените… слушай мир, слушай мир. Вот Гершвин и слушает, едет в Париж в марте 1928-го, пишет своего “Американца”, и Спиваков вслед идет по улочкам Парижа быстрой походкой Гершвина, слышит гудки автомобилей (в оркестр введены чуть не настоящие клаксоны…), хлопанье ставен, отзвуки колоколов… Оглядывается, замирает, увлекаемый своими грезами. А потом уже на “Рапсодии в стиле блюз” за рояль садится Денис Мацуев, и не будет он Денисом Мацуевым, если не вспомнит тот нью-йоркский концерт в Эолиан-холле — оглушительная премьера “Рапсодии”, открывшей миру великого автора.  

Последующий репертуар фестиваля (по 7 октября) складывается крайне необычно. Во-первых, это уже упомянутые “баховские пчелы” Пярта: пьеса написана в 1976 году. Автор вооружился методом “бегства в добровольную бедность” — максимальной простотой музыкального языка, ничего, однако, общего с минимализмом не имеющей. “Пярт сравнивает взаимодействие пчел в улье с баховской полифонией, где каждый голос самоценен”… Произведение исполняется на фесте духовым квинтетом, фортепиано, струнным оркестром и ударными.  

Следующая страничка — Viva Paganini (концерт №1 и №2 для скрипки с оркестром), где мы еще раз знакомимся с творчеством двух молодых скрипачей — уроженца Китая Фэн Нин и несравненной Юкки Мануэлы Янке (род. в Мюнхене, играет с 3 лет). Техническая сложность произведений Паганини такова, что в свое время исполнить их подчас мог только он сам. Говорят, и сейчас никто не может, поэтому каждый раз, как в программе Паганини, солист обязан тайно впускать Паганини в себя, продавая кусочек души…  

Ну и напоследок — великолепный “Час Чаплина”, точнее, его темы из “Огней большого города” в аранжировке для НФОРа: “Мне нужна изящная, романтическая музыка, которая бы контрастировала с образом бродяги, придавала бы эмоциональную глубину”, — так говорил Чаплин, непрофессиональный музыкант, “напевая” свои бессмертные мелодии профессионалам… Теперь их играет и Национальный филармонический оркестр маэстро Спивакова.  

…А на закрытие (это сюрприз!) приезжают потрясающие солисты — Даниела Десси (сопрано) и Фабио Армильято (тенор): они-то и исполнят арии, дуэты из итальянских опер.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру