Андеграунд из Третьяковки

В Москве состоялась самая необычная презентация книги

В Обществе Поощрения Художников во Вспольном переулке можно увидеть работы «чуждых», «ненужных», «заблудших» и окончательно «деградировавших» художников – Оскара Рабина, Владимира Немухина, Дмитрия Плавинского и других героев неофициального советского искусства. Атмосферу 60-х дополняли пионеры, кагебешники и плавленые сырки.

Все начинается у входа, где дежурит сотрудник КГБ как грозный страж «квартирной» выставки. Далее – единственная доступная реклама для художников-неформалов – выставочные плакаты разных лет. История бежит перед глазами. Ее персонажи – тут же, на фотографиях. Милейшие люди – эти запрещенные художники. В этот момент пионеры (студенты театральных вузов) начинают петь грустную балладу Галича о «пострадавшем за абстракцию». Представление переходит в дальний зал – там празднуют свадьбу. Шумные песни под гитару «разбудили» рокеров из соседнего зала, и те уже выдают свой концерт.

- Мы попытались создать атмосферу того времени, - рассказывает Татьяна Флегонтова, куратор проекта, - посредством музыки, живописи и комментариев самих художников (на выставку пришли Владимир Немухин, Дмитрий Плавинский и Владимир Измайлов. – А.Р.)

А поводом для выставки стала книга Натальи Синельниковой «Нонконформисты», в которой художники часто говорят о себе сами, и становится понятно, как формировались их личности, художественные принципы.

«Аутентизм» выставки получился мрачноватым. Но так оно и было.

- Самое страшное воспоминание, - говорит пришедший на открытие Владимир Немухин, - это «духота», душная атмосфера, когда художники могли общаться только друг с другом. Это были «квартирные» показы. Происходило все так. У Вейнберга выставочный день – пятница, у Рабина – суббота, поэтому мы знали: сегодня, например, идем к Крапивницкому, завтра – к Вейнбергу, он показывает новые работы. только после «бульдозерной» выставки мы вышли к широкой публике. «Бульдозер», я считаю, заканчивает период неофициального искусства. А нонконформизм никогда не исчезает.

Работы на выставке поражают разнообразием - от сажного колорита у Рабина до легких пастелей Измайлова. Между тем, в мягких тонах изображена свалка и живущий там человек – близкий знакомый художника. Немухин выкладывает супрематические фигуры из игральных карт, а Харитонов пишет ангелов. Вот уж действительно «дегенеративное искусство», «сумбур вместо живописи» - какими только эпитетами не «ласкали» нонконформистов, которые с голыми руками шли на бульдозеры, защищая свободу самовыражения.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру