Культура-2009: от гениталий до манифеста

“МК” подвел итоги ушедшего года

“МК” подвел итоги ушедшего года
Мир культуры в прошедшем году был наполнен самыми разнообразными шокирующими событиями, скандалами и открытиями. Как ни печально, особстатьей идут похороны.  

В 2009-м мы хоронили талантов и гениев не реже чем раз в месяц…  

А в остальное время было чему посмеяться, повозмущаться и поудивляться.


ХОРОШЕЕ

Гараж года

стал эпицентром актуального искусства. На основной проект биеннале современного искусства “Без исключения” за прекрасным и актуальным люди просто ломились. Сначала мало кто не верил, что вместительная “игрушка” Даши Жуковой, центр современной культуры “Гараж”, сыщет народную любовь. Однако проект куратора Жан-Юбер Мартена, собравший художников со всего мира, превзошел самые смелые ожидания. За месяц с хвостиком “Гараж” окультурил 90 тысяч человек. Кстати, простая арифметика показывает, что проект сей оказался еще и весьма выгодным: 100 рэ на 90 тыс. = 9 млн. “деревянных”. А вообще окультурились на биеннале аж полмиллиона человек! К счастью, на большинство выставок вход был бесплатный.

Манифест года

изрекла скандальная арт-группа “Синие носы” аккурат к концу года. Художники Шабуров и Мизин провозгласила: “Капитализм за*бал!” — и открыли одноименную выставку. Экспозиция — сплошные пародии на все и вся в отечественном искусстве. На фото — обнаженные толстушки и толстяки, обнимающие квадрат Малевича, а то и что похуже с ним вытворяющие. Но главное — арт-манифест. В нем художники вывели пять ингредиентов современного произведения псевдоискусства, которое производится под олигархов и все больше коммерциализируется. Правда, сами борцы за свободу самовыражения не могут похвастаться отстраненностью от коммерческих процессов.

Паломничество года

москвичи устроили на выставку Тернера. Никакие часы ожидания в бесконечных очередях не испортили впечатления от работ британского живописца конца ХVIII — начала ХIХ века, ставшего предвестником импрессионизма. Свет и тени — вот главные средства, с помощью которых он произвел революцию в искусстве в свое время. А в наши дни революцией стала выставка его работ в Пушкинском музее.

Пространство года

окончательно сложилось в новом концертном зале Мариинского театра (Мариинка-3) — после установки летом этого года прекрасного романтического органа французской фирмы Kern. В историческом здании (1900) когда-то располагались склады для декораций и театральные мастерские, в 2003-м дом выгорел изнутри, а затем на его фундаменте (при сохранившемся фасаде) архитектор Ксавье Фабр и японский спец по акустике Язу Тойота создали поистине инженерное чудо: зал с трансформируемой сценой для концертов, опер и балетных постановок.

ПЛОХОЕ

Плевок года

угодил прямо в театральную общественность, когда в начале лета Министерство культуры не моргнув глазом назначило ректором Академии театрального искусства Юрия Шерлинга. Общественность впала в ступор. Было от чего: назначенец прославился в перестроечные времена постановкой одного мюзикла на еврейскую тему, тем, что укусил одного милиционера за палец, и всякими сомнительными проектами вроде отправки юных российских гениев в США. Кто их видел потом? Теперь ко всем прочим заслугам Ю.Ш. добавится еще одно: в истории искусства он — самый короткий начальник. Не в смысле роста, а в смысле пребывания на посту — двое суток.

Яма года,

вырытая в центре Москвы еще в приснопамятном 2005-м, продолжает подавать признаки жизни. Каждый месяц ценителей оперы и балета пытаются удивить “премьерой” очередной забитой сваи, рассказывая, как много уже сделано в деле реконструкции Большого театра. Вот склад для декораций, фойе, буфеты и парковка — ценитель ходит в каске средь золотой (в прямом смысле) пыли подземного царства, в 125-й раз веря, что когда-то все это закончится. И уже неважно — наградят всех причастных или просто посадят. Большой в очередной раз становится символом русской культуры — малоподвижной грузной махиной, в которой так удобно запрятать все человеческие недостатки и где от храма искусства до Следственного комитета оказывается один маленький шаг. Так, в сентябре 2009-го Московское управление СКП возбудило уголовное дело по факту необоснованно израсходованных средств, выделенных на реставрацию Большого театра.

Порка года,

и весьма показательная, была устроена Московскому художественному театру им. Чехова. И не кому-нибудь, а его главному руководству в лице Олега Табакова и его заместителей. Им инкриминировали хищение госсредств, хотя всем известно, что действия руководства были вызваны не корыстью, а желанием любыми способами сохранить для театра не потраченные до конца года государственные деньги. Впрочем, никакое несовершенство законов не освобождает от ответственности. Над любимым артистом сгустились тучи, а его замы провели несколько месяцев в следственном изоляторе, почувствовав все “прелести” нашей пенитенциарной системы. Дело получило самую широкую огласку, и многие не сомневаются, что оно раздуто с целью сместить Олега Табакова с поста руководителя главного драматического театра страны.

Интрига года

по вышибанию кресла из-под худрука Вахтанговского театра Римаса Туминаса не удалась. Хотя в по-театральному тонкой интриге участвовали народные, заслуженные и молодые артисты, некоторые из которых для достижения своих сомнительных целей обвиняли художника даже в аморалке. Ну это уж извините: совок какой-то! Впрочем, всех рассудил “барин”, то есть министр культуры Александр Авдеев, и продлил с Туминасом контракт назло врагам аж до 2013 года. А если бы пошел на поводу у несознательной группы отщепенцев, не видать Москве “Дядю Ваню” с Сергеем Маковецким в главной роли, который, без сомнения, подпадает под номинацию “лучший спектакль” и “лучший актер” сезона.

Абракадабра года

стала громким событием в литературном мире. Виктор Пелевин написал самый пелевинский из своих романов — “t”. Роман напоминает ночной бред. Граф Т. (Лев Толстой, который после смерти получил наказание) отправляется искать Оптину Пустынь, причем не знает, что это такое. На пути ему встречаются: Достоевский, который любит сосать мертвые души; княжна Тараканова, убитая отравленными стрелами индейцев-коротышек; говорящая лошаденка, философ по натуре; обезглавленный поэт-символист Владимир Соловьев и прочая-прочая. Венец пелевинского умотворения — толстовская доктрина непротивления злу насилием, сокращенно “незнас”, которая помогает графу Т. отлично драться на ножах. Тем не менее сия абракадабра оказалась хорошим товаром — и писатель, и книгопродавцы хорошо подзаработали.

СТРАННОЕ

Тайна года

останется тайной навсегда. Дмитрий Набоков все-таки издал последний недописанный роман своего великого отца, писателя Владимира Набокова. “Лауру и ее оригинал” Набоков успел полностью придумать, но записать не успел. Из 138 карточек с набросками романа не больше половины представляют из себя связные куски текста. Как будет развиваться сюжет, зачем введены те или иные герои, чем закончится история 24-летней “лолитистой” Флоры — читатель не знает и не узнает уже никогда. Ему остается довольствоваться догадками набоковедов.

Находка года

представила нам вождя народов и душегуба Сталина с неожиданной стороны. “Голой жопой не сиди на камнях! Иди в комсомол и на рабфак!” “Один задумчивый дурак хуже 10 врагов”. “Таких бездельников и у нас полно. Фило-сос!” Эти шокирующие карандашные пометки, изобилующие нецензурной лексикой, сделаны рукой Иосифа Сталина на репродукциях академических рисунков Репина, Серова, Иванова, Рябушкина и др. Жесткие комментарии относятся к обнаженным юношам, изображенным на рисунках. 19 репродукций, обнаруженных у одного из российских коллекционеров, составили выставку “Послания вождя” в галерее Гельмана.

Кофе года

обнаружился не в общепите, а неожиданно в словарях. Вышедшие в свет и утвержденные Министерством образования четыре словаря содержат нормы использования русского языка в тех сферах, где язык используется как государственный. Сферы эти точно не определены. “Слово “кофе” в среднем роде употребляет сейчас множество образованных людей, это закономерные изменения языка”, — утверждали создатели словарей. Народ же возмущался и волновался. Скандал был таким бурным, что даже те, кто раньше пил “сладкое кофе”, теперь с негодованием перешли на мужской род.

Гениталии года

показали в рамках фестиваля NET, но со спектакля никто, плюясь, не ушел. “Оргия толерантности” легендарного бельгийского режиссера Яна Фабра — шокирующее шоу, говорящее “fuck you” обществу потребления, рекламе, порнографии, религиозной и расовой нетерпимости, супермаркетам, а также всем нам. Ян Фабр точно знает, для чего раздевает своих актеров. Можно подумать, на экране телевизора нам не показывают мужской детородный орган. Но пародист всегда идет дальше источника. Хлесткая, жесткая насмешка над современным миром закончилась этим самым органом, который его обладатель вставляет в колесо велосипеда (!) и таким образом получает наслаждение.

ПОТЕРИ ГОДА

Олег Янковский
Вячеслав Невинный
Милорад Павич
Григорий Бакланов
Семен Фарада
Пина Бауш
Людмила Зыкина
Петр Вельяминов
Василий Аксенов
Ян Арлазоров
Евгений Весник
Виктор Боков
Петр Вайль
Морис Дрюон
Джон Апдайк
Маргарита Эскина
Зиновий Высоковский
Лев Лосев
Павел Смеян
Савва Ямщиков
Сергей Михалков
Роман Сеф
Исаак Шварц
и многие другие…

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру