Альт вам в помощь

Юрий Башмет мечтает о новом концерте… Шнитке

Юрий Башмет мечтает о новом концерте… Шнитке

24-го января Юрию Башмету исполнилось 57. Приношением зрителю стал энергичный концерт в БЗК, а подарком молодым музыкантам — вчерашнее открытие 6-го конкурса альтистов «имени себя», который проходит в консе раз в 4-6 лет. Когда у Башмета спросили «а почему так редко?» — он ответил: «а чаще таланты не урождаются». И он прав, поскольку сам искренен и натурален во всем, так того же требует и от времени.

Мало про какого «ныне живущего» музыканта ходит столько баек, присказок и анекдотов: «Детская школа объявляет прием учащихся на отделения скрипки, клавесина, башмета…», «Бахмет — описка, но… приятная». Да-да-да, «популяризатор альта», во многом благодаря которому инструмент стал сольным, — все это верно, но сейчас притягателен не столько даже альт, сколько сама личность художника, не теряющая остроты и юности. Такой добрый Паганини. Одновременно близкий и к людям, и к тому, благодаря которому все получил.

— Нет чтобы просто выпить, посидеть с друзьями, так нет, надо непременно играть в День рождения длиннющий сложный концерт со Шнитке, Леденевым и «Гарольдом в Италии» Берлиоза…

— Знаете, у меня есть два дня, которые я с детства ощущаю как праздники — это Новый год и день рождения. Все. И в эти дни так хочется новых открытий, которые могут возникнуть только на сцене, в миг импровизации… Пусть сегодняшнее исполнение не будет лучшим, но хоть на несколько секунд совпадут моя волна и ваша волна — волна зрителей, — случится чудо…

— Вот вы стали старше. А инструментом владеете лучше или хуже?

— Каждый раз задаю себе этот вопрос. Альт-то инструмент более «трудный» в смысле физики, чем фортепиано. У пианистов физика натуральная, руки идут сверху вниз, прямо. Хотя и у них свои проблемы — горбик на спине с годами может вырасти, да и геморрой… У нас другое — это обязательно искривление позвоночника, стачивается какой-то верхний позвонок. Вообщем, кошмар. Потом — крайне неестественное положение руки, что держит гриф: работаешь все время обескровленными пальцами.

— С годами все это усугубляется.

— Ну да, скрипачи-альтисты гораздо раньше уходят со сцены, чем пианисты, или, тем более, дирижеры, которые так и просто во время концерта сбрасывают стресс. Но я на пенсию не собираюсь. И каждый год себя спрашиваю: что появилось нового в моем репертуаре? Жду, все время жду нового… концерта Шнитке. Да, есть очень много произведений для меня написанных, но концерт Шнитке один. Хотя кое-что к нему приближается. Есть замечательный «Стикс» Гии Канчели или концерт Губайдуллиной…

— Сегодня открылся ваш конкурс альтистов…

— О да, в этом году кворум солидный — приехали участники из 10-ти стран: Америка, Канада, Израиль, Украина, Франция, Китай, Корея… Про уровень пока не могу сказать, но примерно 1/3 участников я знаю. Так один из лауреатов прошлого конкурса (занявший 2-е место!) участвует снова, хочет повысить статус. Смелый шаг. И это не впервые. Был один итальянец, который после победы у меня — получил место концертмейстера в Ла Скала. Так ему показалось мало 3-й премии, он приехал через три года и получил 2-ю. Я сказал ему: «приезжай снова, динамика ясна!».

…Вокруг любого конкурса существуют всякие байки и сплетни. И вот с одним из участников произошла потрясающая ситуация. Он сам из Нижниго Новгорода. Так вот стал готовиться к конкурсу, а его отговаривали окружающие: «Да что ты, Башмет дает премии только своим ученикам!». А его молодая жена-умница сказала: «Не слушай никого, поезжай, 30 долларов заплатишь, зато тебя услышат в Москве!». Вот он приехал, взял первый тур, второй, третий, четвертый, и получил первую премию.

— За что люблю этот конкурс, продолжает Юрий Абрамович, — так за то, что после каждого тура все члены жюри расходятся в очень хорошем расположении духа. Потому что работает только музыкальная совесть. А в самом жюри представлены почти все специальности (альтисты — это я и Роман Балашов (ответственный секретарь), мы следим за соблюдением узко специальных норм), а так есть и артисты (Никита Михалков в оргкомитете), скрипичный мастер Анатолий Кочергин (он мгновенно чувствует как музыкант общается с инструментом), есть музыковеды, композиторы, дирижеры, единственно кого нет — врача-психолога, а он должен быть. Но пока до этого не дошло, потому что звучит это анекдотично.

Итак, конкурс продлится всю неделю в Рахманиновском зале консерватории. Первая премия составляет 300 000 рублей (плюс восемь спецпризов). Проживание участников — бесплатное. Все здорово, только хотелось бы, чтобы ребята-лауреаты в конце концов широко выходили в люди, не терялись, обладая таким же классом, харизмой и признанием как и сам Башмет.