Альт вам в помощь

Юрий Башмет мечтает о новом концерте Шнитке

Юрий Башмет мечтает о новом концерте Шнитке
24 января Юрию Башмету исполнилось 57. Приношением зрителю стал энергичный концерт в БЗК, а подарком молодым музыкантам — вчерашнее открытие 6-го конкурса альтистов “имени себя”, который проходит в конце января раз в 4—6 лет. Когда у Башмета спросили: “А почему так редко?” — он ответил: “А чаще таланты не урождаются”. И он прав, поскольку сам искренен и натурален во всем и ждет того же от своего окружения.

...Нет чтобы просто выпить, посидеть с друзьями — так нет, надо непременно играть в день рождения длиннющий концерт со Шнитке, Леденевым и “Гарольдом в Италии” Берлиоза, плюс бисы — Башмет традиционно на них щедр.  

— Знаете, у меня есть два дня, которые я с детства ощущаю как праздники, — говорит Юрий Абрамович, — это Новый год и день рождения. Все. И в эти дни так хочется новых открытий, которые могут возникнуть только на сцене, в волшебный миг импровизации… Пусть сегодняшнее исполнение не будет лучшим, но хоть на несколько секунд совпадут моя волна и ваша волна — волна зрителей, — так случится чудо…  

— Вот вы стали старше. А инструментом владеете лучше или хуже?  

— Каждый раз задаю себе этот вопрос. Альт-то инструмент более “трудный” в смысле физики, чем фортепиано. У пианистов физика натуральная, руки идут сверху вниз, прямо. Хотя и у них свои проблемы — горбик на спине с годами может вырасти, да и геморрой… У нас другое — это обязательно искривление позвоночника, стачивается какой-то верхний позвонок. В общем, кошмар. Потом — крайне неестественное положение руки, что держит гриф: работаешь все время обескровленными пальцами.  

— С годами все это усугубляется.  

— Ну да, скрипачи-альтисты гораздо раньше уходят со сцены, чем пианисты или тем более дирижеры, которые так и просто во время концерта сбрасывают стресс. Но я на пенсию не собираюсь. И каждый год себя спрашиваю: что появилось нового в моем репертуаре? Жду, все время жду нового… концерта Шнитке. Да, есть очень много произведений, для меня написанных, но концерт Шнитке один. Хотя кое-что к нему приближается. Есть замечательный “Стикс” Гии Канчели или концерт Губайдуллиной…
 
— Сегодня открылся ваш конкурс альтистов…  

— О да, в этом году кворум солидный — приехали участники из 10 стран: Америка, Канада, Израиль, Франция, Китай, Корея… Про уровень пока не могу сказать, но примерно 1/3 участников я знаю. Так один из лауреатов прошлого конкурса (занявший 2-е место) участвует снова, хочет повысить статус. Смелый шаг. И это не впервые. Был один итальянец, который после победы у меня получил место концертмейстера в Ла Скала. Так ему показалось мало 3-й премии, он приехал через три года и получил 2-ю. А я сказал: “Приезжай снова, динамика ясна!”  

…Вокруг любого конкурса существуют всякие байки и сплетни. И вот с одним из участников произошла потрясающая ситуация. Он сам из Нижнего Новгорода. Так вот, стал готовиться к конкурсу, а его отговаривали окружающие: “Да что ты, Башмет дает премии только своим ученикам!” А его молодая жена-умница сказала: “Не слушай никого, поезжай, 30 долларов заплатишь, зато тебя услышат в Москве!” Вот он приехал, взял первый тур, второй, третий, четвертый — и получил 1-ю премию.  

Башмет надеется, что рано или поздно в состав жюри кроме артистов (Никита Михалков в оргкомитете), скрипичных мастеров, музыкантов войдет и врач-психолог, который будет судить о ребятах со своей точки зрения... Почти анекдот.  

Итак, конкурс продлится всю неделю в Рахманиновском зале консерватории. Первая премия составляет 300 тысяч рублей (плюс 8 спецпризов). Проживание участников — бесплатное. Все здорово, только хотелось бы, чтобы ребята-лауреаты в конце концов широко выходили в люди, не терялись, обладая таким же классом, харизмой и признанием, как и сам Башмет.