Альт первой свежести

Башмет – о победе Александра Акимова: «Никто ему не делал никакой скидки!»

Башмет – о победе Александра Акимова: «Никто ему не делал никакой скидки!»
Александр Акимов

Вчера (1.02), ни где-нибудь, а в Большом зале консерватории при значительном стечении народонаселения состоялся финальный гала-концерт участников 6-го конкурса альтистов Юрия Абрамовича Башмета.

Необычный вечер. Сначала лауреаты играли восхитительный, очень вкусный альтовый концерт сэра Уильяма Уолтона. Потом 27-летний триумфатор смотра Акимов (он поделил первую премию с китаянкой Пейджун Ксю) исполнил хрестоматийный концерт Бартока. Потом долго-долго говорил сам Юрий Абрамович…

– Конкурс моего имени подошел к концу. Он тяжело начинался, были за его историю разные эпизоды. Но динамика исполнительского уровня – фантастическая! Когда вы посмотрите на представителей женского пола, то поймете, что раньше таких альтисток просто не было и в помине. Да и мальчиков таких не очень-то… одеваются интеллигентно, достойно, красиво.

Вам может показаться, что я шучу, – улыбается Башмет, – а на самом деле получалось, что альтистами прежде становились музыканты какого-то сорта не первого… Сейчас же ясно, что альт действительно стал сольным инструментом, и мамы и папы не стесняются учить своих детей игре на нем.

…Речь Башмета – своеобразный концерт в концерте: из лекции мы узнали историю жизни каждого члена жюри и участника конкурса (шеф не обидел, не обошел вниманием никого!), а также мэтр обронил пикантную подробность, что на английском Isle of Man урождаются исключительно бесхвостые кошки (друг Башмета и член жюри Джон Бетелл является директором конкурса альтистов им. Тертиса, который базируется как раз на Мэне).

Вот, например спецприз от Оргкомитета конкурса альтистов им. Л. Тертиса (500 фунтов) для самой молодой участницы получает Юстина Аполлонская (родилась в 1991). Башмет под аплодисменты зала начинает рассказ:

– Посмотрите, какая девушка выросла.

А ведь когда-то на Большую Никитскую, 13 пришло письмо без адреса: Москва, консерватория, Башмету. От ребенка. Письмо пролежало полгода. Потом мой друг Роман Балашов сказал: «Шеф, остальные – ладно, но одно письмо вы должны прочитать. Это нечто». Не буду пересказывать целиком, но тема такая: «Дорогой Юрий Абрамович, я очень люблю музыку, а моя мама хочет, чтобы я стала врачом или, в крайнем случае, биологом. И мама говорит, что если я принесу трёшку (тройку) из общеобразовательной школы, то она заберет меня из музыкальной. А я хожу туда пешком каждый день по 2 часа, потому что автобусы не ходят, ведь на дороге – ямки-ямки-ямки-ямки-ямки». (Аплодисменты в зале).

«Пожалуйста, поговорите с моей мамой!». И через полгода, – продолжает Башмет, – я позвонил, встретился с мамой, они сами из города Кимры-7 Тверской области. Выяснилось, что эта девочка мало того что альтистка, так она еще и рисует, написала множество детских книг, сказок… Потом поступила в Гнесинку, теперь учится в Московской консерватории. И является лауреатом нашего конкурса. Вот как складывается жизнь!

Далее спецприз им. Т.А. Гайдамович «за лучший ансамбль» вручили москвичкам Марии Смердовой и Марии Тепляковой (студентке 5-го курса московской консерватории Тепляковой можно было смело вручать приз и как самой красивой альтистке России).

Наконец, дошла очередь и до первых премий. Интересно, что лауреат Александр Акимов уже участвовал на прошлом конкурсе Башмета, где взял второе место. И вот…

– Акимов снова пришел на конкурс, – комментирует Юрий Абрамович, – это подвиг. Он мог получить сегодня третью премию. Или вообще не пройти в финал. Мог получить опять вторую. Но он героически боролся. Я помню как сам после второй премии на конкурсе в Будапеште, все-таки поехал на конкурс в Мюнхен. Ко мне подошел коллега со словами: «Зачем тебе это надо? Вдруг ты там вообще ничего не получишь?». Я промолчал, потом ответил: «Знаешь, у меня эту вторую никто уже не отберет, она есть. А так у меня будет смысл жизни на целый год: готовиться и пытаться». И я победил. Поэтому хорошо себе представляю – какие эмоции переживал Александр Акимов, и никто ему не делал никакой скидки. Поэтому – браво Акимову!

А у самого Александра (который нынче помощник концертмейстера группы альтов в РНО) «МК» спросил:

– Мечтаете о сольной карьере? Чувствуете в себе силы одним собою держать целый зал?

– Конечно, мечтаю. Именно о сольной, а не, скажем, о квартете. В оркестре комфортно, но иногда хочется почувствовать себя самим собой, а не частью от ста. И силы – овладеть большим залом – в себе ощущаю. Иначе бы никогда не участвовал в конкурсе.

Первую, как было сказано, Акимов разделил с китаянкой Пейджун Ксю:

– Эта девушка, – говорит слова благодарности Башмет, – настолько музыкальна, что даже когда она аккомпанирует (не играет главную тему) – она внутренне поет её, и я это чувствую, это совсем иное измерение. И даже если у нее вообще пауза, – все равно тема звучит. Это как у Родиона Щедрина в «Кармен-сюите», где он только дал аккомпанемент, доверяя нашему интеллекту – только подголоски, а самой темы нет. Вот она, Ксю, также играет. И мы единогласно ее отметили. Браво!

Пейджун Ксю взяла и два спецприза – «за лучшее исполнение Шнитке» и приз Лючано Берио.

Приз как лучшему концертмейстеру вручили Ксении Башмет.

Во втором отделении лауреаты играли святое святых – альтовый концерт Шнитке.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру