Оранжевое настроение

"Океан Ельзи" хотят сказать всей России о своем втором дыхании

"Океан Ельзи" хотят сказать всей России о своем втором дыхании
Одна из самых известных украинских рок-групп в этом году ставит на Россию и намерена начать первое масштабное гастрольное путешествие на Восток. Лидер коллектива Святослав Вакарчук распрощался с заботами начинающего политика, ощущает прилив музыкального азарта и возможно даже споет что-нибудь на русском языке.

Поздним вечером Святослав Вакарчук сидит в баре столичного отеля и ненавязчиво жалуется на жесткий график своей жизни. Виски с колой возможно и действуют как успокоительное средство после целого дня, наполненного интервью и переговорами, однако не могут отменить тревогу по поводу подъема в шесть утра и раннего вылета в Киев. «Вот ты спрашиваешь как начался год,- вздыхает лидер "Океана Ельзи". – А  я и не знаю что ответить. Он начался так активно, что у меня даже нет времени на оценку прожитого.»

Вполне вероятно, что для г-на Вакарчука и участников его группы сейчас правильнее думать не о прошлом, а о ближайшем будущем. Наступивший год для "Океана Ельзи" обещает стать временем расстановки важных акцентов. Если выражаться языком спортивных комментаторов, то Вакарчук и Ко намерены взять высоту, которая позволит им некоторое время наслаждаться чемпионским статусом.  Музыканты очень многого ждут от своей новой пластинки и большого тура по России, Украине, Европе, Северной Америке, после чего намерены некоторое время почивать на лаврах и наслаждаться безвременным творческим отпуском. Здесь конечно стоит отметить, что любое заявление об отставке выглядит в наших условиях не самым оригинальным средством породить ажиотаж вокруг своей персоны. Почти все выходы на пенсию наших маститых звезд от Иосифа Кобзона и Аллы Пугачевой до «Агаты Кристи» в итоге оказывались обратным билетом с открытой датой. Святослав Вакарчук видимо это хорошо понимает и посему не торопится жечь все мосты.

- Я конечно могу нагнать интригу и сказать, что мы на десять лет уходим из большого спорта, - улыбается фронтмен "Океана Ельзи". - С другой стороны, если я скажу, что все неправда, и мы даже после тура будем активно гастролировать, то это тоже будет некорректно. Конечно, мы возьмем довольно продолжительную творческую паузу, потому что нам понадобится время на осмысление всего произошедшего. Пауза в концертах будет зависеть от того насколько мы устанем за этот год, а устать мы можем крепко, потому что примерно за девять месяцев у нас может получиться от 60 до 100 выступлений.

Столь масштабный поход на восток – вполне объяснимое телодвижение для "Океана Ельзи". Группе больше пятнадцати лет, у них семь альбомов, статус украинских рок-гигантов и репутация коллектива о котором весьма наслышаны в России. О них и правда много где слышали, но при этом мало где видели.

«Так уж получилось, что мы много раз бывали на дальнем западе Америки, но никогда не играли на Дальнем востоке России, - с сожалением отмечает Святослав. -  И вот сейчас мы надеемся сыграть и в Сан-Франциско и в Южно-Сахалинске. Мы, наконец, хотим сделать большой концерт в Москве. И если все это получится, то группа завершит для себя некий этап и нужно будет подумать, что же делать дальше. Возможно, это будут сольные проекты или что-то еще. По себе знаю, что как только силы восстановятся, то на месте я сидеть не смогу.»

Ответ на вопрос «что дальше?» наверное ищет каждая рок-группа, возраст которой перевалил за десятилетнюю отметку. Если уж быть честными, то у явления по имени "Океан Ельзи" сейчас не так много простора для роста как лет десять назад. Коллектив заявил о себе, вполне внятно сформулировал свою авторскую позицию и сейчас способен  скорее на стабильную работу, чем на новую музыкальную революцию. Лидер группы, кстати, это хорошо понимает, но не спешит посыпать голову пеплом.

«Я сейчас читаю книгу Scar Tissue — это биография Энтони Кидиса из Red Hot Chili Peppers – говорит Святослав. - Они начинали с андеграундного панка, потом вдруг прорвались с альбомом Blood Sugar Sex Magic и стали известны на весь мир. Потом у группы была пауза, они куда-то пропали и вдруг в 2000 году с Californication взяли новую высоту. Но самое главное, что музыка у них по-прежнему интересная. Мне очень нравится последняя пластинка Depeche Mode, хотя, казалось бы, что после Songs of Faith and Devotion прыгнуть выше уже невозможно. Тем не менее, они записали если и не великий, то очень интересный альбом. Я недавно видел их на сцене и меня поразило, как люди, которые столько видели, сделали, пережили и даже еле-еле выжили, продолжают с горящими глазами радовать, прежде всего, себя самих. Так что перспектива всегда есть. Сказала ли все группа "Океан Ельзи"? Я думаю, нет. Дали ли мы понять, что мы из себя представляем? Конечно да. Десяти лет работы достаточно для того, чтобы многое сказать людям. Но этого недостаточно для того, чтобы высказаться.»

Возможно поэтому новый альбом "Океана Ельзи" под названием «Dolce Vita» Святослав не рекомендует воспринимать как концептуальное подведение итогов. По его мнению, пластинка говорит скорее о втором дыхании, чем о намерении уйти в отставку. На подготовку материала ушли дни, а не месяцы как раньше, из музыкальных спецэффектов лишь соло на пиле вместо подобающему амбициям большой рок-группы оркестру в студии. Даже название у пластинки скорее глянцевое, чем натужно серьезное, но здесь Святослав все-таки сетует на трудности перевода.

«Мои друзья, которые живут в Москве, говорят, что “дольче вита” здесь ассоциируется только со сладкой жизнью, золотой молодежью, вечеринками и так далее, – отмечает Вакарчук. - Но меня “Дольче вита” — это, прежде всего черно-белый фильм Феллини. А заглавная песня - о последнем кадре фильма. Если помнишь, там после очередной попойки утром все идут на море и Марчелло встречает девочку с наивным чистым взглядом. Он очень хочет в ее мир, но друзья зовут обратно на after-party. В припеве предельно простые слова понятные и на русском и на украинском: «кому тут тюрьма, а кому - дольче вита». Многое из того, что нас окружает, это касается и России и Украины, кажется мне тюрьмой. Люди загоняют себя в рамки, в которых жить очень сложно. Отсутствие должного образования, нежелание брать ответственность на себя, безвкусица. Но с другой стороны у тебя есть друзья, близкие люди, чувства. И песня и альбом — это выбор. Мы никого не учим, просто говорим, что есть альтернатива.»

Вся эта ненавязчивая философия, тем не менее, не отбивает желания записать мистера Вакарчука в ряды золотой молодежи, для которой эта самая сладкая жизнь никогда не была экзотикой. Святослав сын ректора львовского университета, а ныне министра образования Украины, и лидер стадионной рок-группы со всеми вытекающими отсюда последствиями.

«Мы и правда не являемся выходцами из бедных кварталов, дорвавшимися вдруг до сладкой жизни, угара, секса, драгса и рок-н-ролла, – честно признается музыкант. - Мы все из университетской среды, довольно медленно шли к успеху и в итоге к нему пришли. Да, наверное, было легкое головокружение, но мы ели плоды своей славы не большими ложками, а маленькими и не торопясь. Лично я не помню момента, когда вдруг почувствовал себя знаменитым. Тур после альбома “Суперсимметрия” наверное, можно назвать временем праздности. Но после него два музыканта ушли из группы и началось типичное моральное похмелье. Было очень тяжело, я всерьез думал о роспуске группы. Но однажды — мы уже знали, что расходимся, но должны были отыграть несколько концертов — нам пришлось выступать перед огромной аудиторией. Была какая-то удивительная атмосфера, все пели наши песни. После концерта я поговорил с ребятами, и мы решили все сохранить. Сейчас об этом никто не жалеет.»

В ходе оранжевой революции Святослав Вакарчук предельно ясно сформулировал свои общественно-политические взгляды и с баррикад на Майдане переместился в кресло депутата Верховной рады. Политическую карьеру рок-звезды сложно назвать успешной: он активно выступал за ликвидацию политической неприкосновенности, но старшие товарищи по партии посчитали такой ход чересчур эксцентричным. В итоге Святослав сначала отказался от мандата, а потом и вовсе отстранился от политических баталий. Последняя президентская компания на Украине прошла без аккомпанемента "Океана Ельзи". За партию регионов активно пела Таисия Повалий, саундтреком к избирательной компании Юлии Тимошенко стали «Рождественские встречи» Аллы Пугачевой.

«Предложения, конечно, были, - с улыбкой вспоминает Святослав. - Но таким людям как я очень опасно становиться на чью-то сторону без драйва в душе. Потом, что значит поддерживать? Агитация на концертах сейчас ничего не даст, не то время. Одно дело выступить на ток-шоу, включиться в дебаты, но играть перед публикой 70 процентов которой младше избирательного возраста… Зачем? Я не хочу осуждать тех, кто участвовал в предвыборных концертах. В конце концов, у всех свои мотивы. Просто это не мое».

Свой голос во время второго тура президентских выборов Святослав отдавал в Москве, в интерьерах украинского посольства. Результаты выборов не стали для лидера "Океана Ельзы" неожиданностью.

«К этому все шло, - флегматично замечает артист. - Пять лет страна двигалась к тому, чтобы сделать именно этот выбор. Наверное, здесь к этому шли и политики и обычные люди. Очень плохо, что мы за эти пять лет не вырастили новых лидеров, которые стали бы востребованными. Но это вопрос к обществу. Если бы люди были готовы к переменам, то они бы произошли. Но граждане Украины просто выбрали то, что было раньше. С другой стороны это политический процесс в демократичной стране. Главная заслуга власти, которая уходит — и я никогда не буду стесняться об этом говорить, хотя была сделана куча ошибок — в том, что она дали стране демократию. Возможно, такая демократия кому-то кажется анархией, но это ошибочное мнение. То, что случилось можно назвать хорошей прививкой от тоталитаризма. Да общество много раз будет наступать на те же грабли, будут беспорядки, но мы как маленькие дети, набивая шишки, научимся ходить. Это очень важно.»

На прощание хочется задать не самый удобный вопрос о музыке, которая использована для саундтрека к фильму «Мы из будущего-2». Святослав Вакарчук: «Мы всегда рады, когда наши песни используют в кино. И в этот раз мы были открыты к сотрудничеству. Но просмотрев финальную версию фильма, мы не захотели иметь ничего общего с этой картиной. Поэтому финального разрешения на использование нашей музыки мы не давали. Очень жаль, что так происходит. Но теперь это совершенно другая история».

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру