…Этот концерт-симфонию Рыбников начал писать еще летом 2009-го. Осенью шлифовал партитуру, впрочем, правки вносятся по сей день. Обычное дело, живое.
— О, это масштабная вещь, на целое отделение, — рассказывает маэстро Рыбников “МК”, — событие крайне волнующее, жду с нетерпением. Пока репетиции.
Между прочим, этот концерт — как и недавняя Шестая симфония Рыбникова — тоже написан… гармоническим языком:
— Мне кажется, что нынче публика истосковалась именно по такому языку. Я сужу это по реакции. И считаю этот путь для себя правильным.
— А прежде было иначе?
— Моя академмузыка делится на два явных периода. Первый — это 60-е годы, когда были написаны первые три симфонии, концерт для скрипки с оркестром (исполняли Олег Каган и Геннадий Рождественский). Тогда я писал языком, острым в то время: это и серийная додекафонная техника, в общем, авангардизм… Мне было 25 лет, интересно ж всё это потрогать. Но потом вдруг авангард перестал вдохновлять. Но писать другим языком было невозможно — просто бы обсмеяли: какие, мол, гармонии могут быть?
— Наступил огромный перерыв…
— Да, классический язык рушился. И мой новый период начался лишь с 2000 года. Когда, наоборот, стало драгоценно возвращение к гармонии, к присутствию в тексте мелодий. То есть к языку начала XIX века, но — и это важно — в руках человека из XXI столетия.
— Итак, с премьеры симфонии начнется ваш юбилейный марафон?
— Юбилеи не люблю, хотя сейчас норма — выстраивать вокруг них какие-то события. Нет, пусть уж события происходят сами по себе. Так, уже осенью состоится симфонический концерт в Колонном зале, затем будет премьера моего нового музыкального спектакля (там собраны самые популярные мои мелодии — из кинофильмов, например; но пока не хочу подробно рассказывать). Также будет концерт в московском костеле. Может, хоровой. Шестую еще раз исполним…
Кстати, завершается виолончельный фестиваль 17-го марта необычным сюрпризом — пред меломанами выступит знаменитый Агент 007 Роджер Мур (в качестве чтеца в “Карнавале животных” Сен-Санса).