Герой Башмет-симфонии

Композитор Алексей Рыбников: “Публика истосковалась по мелодическому языку”

Композитор Алексей Рыбников: “Публика истосковалась по мелодическому языку”
Как бы кто к Рыбникову ни относился — в свои 64 (в июле — юбилей) он остается на плаву, дерзает, пишет, не теряя способности увлекаться самим процессом. И не желая оставаться в еще жаркой тени былых театральных триумфов, связанных с “Юноной” и “Хоакином”. Итак, со дня на день (9.03) в БЗК Юрий Башмет и Борис Андрианов открывают Первый виолончельный фестиваль, солируя мировой премьерой 4-частной симфонии для альта и виолончели с оркестром пера Алексея Львовича.  

…Этот концерт-симфонию Рыбников начал писать еще летом 2009-го. Осенью шлифовал партитуру, впрочем, правки вносятся по сей день. Обычное дело, живое.
— О, это масштабная вещь, на целое отделение, — рассказывает маэстро Рыбников “МК”, — событие крайне волнующее, жду с нетерпением. Пока репетиции.
Между прочим, этот концерт — как и недавняя Шестая симфония Рыбникова — тоже написан… гармоническим языком:  

— Мне кажется, что нынче публика истосковалась именно по такому языку. Я сужу это по реакции. И считаю этот путь для себя правильным.  

— А прежде было иначе?  

— Моя академмузыка делится на два явных периода. Первый — это 60-е годы, когда были написаны первые три симфонии, концерт для скрипки с оркестром (исполняли Олег Каган и Геннадий Рождественский). Тогда я писал языком, острым в то время: это и серийная додекафонная техника, в общем, авангардизм… Мне было 25 лет, интересно ж всё это потрогать. Но потом вдруг авангард перестал вдохновлять. Но писать другим языком было невозможно — просто бы обсмеяли: какие, мол, гармонии могут быть?  

— Наступил огромный перерыв…  

— Да, классический язык рушился. И мой новый период начался лишь с 2000 года. Когда, наоборот, стало драгоценно возвращение к гармонии, к присутствию в тексте мелодий. То есть к языку начала XIX века, но — и это важно — в руках человека из XXI столетия.  

— Итак, с премьеры симфонии начнется ваш юбилейный марафон?  

— Юбилеи не люблю, хотя сейчас норма — выстраивать вокруг них какие-то события. Нет, пусть уж события происходят сами по себе. Так, уже осенью состоится симфонический концерт в Колонном зале, затем будет премьера моего нового музыкального спектакля (там собраны самые популярные мои мелодии — из кинофильмов, например; но пока не хочу подробно рассказывать). Также будет концерт в московском костеле. Может, хоровой. Шестую еще раз исполним…

* * *

Кстати, завершается виолончельный фестиваль 17-го марта необычным сюрпризом — пред меломанами выступит знаменитый Агент 007 Роджер Мур (в качестве чтеца в “Карнавале животных” Сен-Санса).