— Еще до кражи ряд экспертов усомнились в подлинности Караваджо…
— Было такое. Но картину регулярно возили на выставки — в Милан, в Мюнхен, в Испанию… И с каждым новым выездом этот жирный знак вопроса — “подлинник ли?” — начинал истаивать. Наверное, поэтому ее и стибрили — стала слишком популярной. Хотя куратор Дублинской галереи Серджо Бенедетти еще в 80-е годы писал нам письмо с просьбой прислать ему фото картины. Мы послали. Через полгода Серджо опубликовал статью, в которой утверждал, что одесская картина — копия, а дублинская — оригинальный шедевр. Но как может серьезный искусствовед на основании плохой советской фотографии делать выводы о подлинности?
— А почему в Дублине такая же картина?
— Это общепринятая практика у великих художников прошлого: удачный сюжет мастер мог повторить. Вспомните: “Пьяного Геркулеса” Рубенс повторил 6 раз!
— С момента пропажи хоть какой-то был намек, куда картина могла деться?
— Мы несколько раз даже обращались к экстрасенсам. Один говорил одно, другой другое, но, по одному из мнений, ниточка вела в Россию. А на днях благодаря друзьям музея из Москвы нам указали сайт, где мы нашли фотографию картины, которая там называется “Караваджо. Взятие Христа под стражу”. Однако что можно сказать по плохой фотографии в Сети? Я не знаю, что это — провокация, проба пера, попытки выяснить конъюнктуру… Любой желающий может взять иллюстрацию из альбома и вывесить на сайте: “Продаю за 2 млн. долларов!” (начальная цена). Кстати, там, на сайте, была ссылка на телефон в Киеве, туда я звонил, но безрезультатно.