Караваджо по-одесски

Украденную картину, а может не картину, говорят, видели, а может и не видели

Украденную картину, а может не картину,
говорят, видели, а может и не видели
Одесский музей западного и восточного искусства
Ну шо вам сказать за Одессу? Стоит себе город, благоухает; весна. Как стоит на Пушкинской, 9 и двухэтажный Музей западного и восточного искусства, где два года назад воришка взял и вырезал из рамы знаменитую картину Караваджо «Взятие Христа под стражу, или Поцелуй Иуды» (оценка – под 100 млн. евро). Так вот теперь, по уверениям г-на Островского, директора музея, картину (схожую с украденной) кое-кто видел на одном из российских интернет-аукционов. Каком, правда, так и не ясно.

Мы немедленно связались с Владимиром Ивановичем: вопрос тьма. Во-первых, это не единственный скандал со «Взятием Христа» – некоторое время назад одесситов пытались разубедить в том, что они хранят подлинник.

– Итак, кража произошла то ли 30-го, то ли 31 июля, – начинает рассказ одессит Островский, – то ли со вторника на среду, то ли со среды на четверг, потому что среда у нас – выходной. Решеток не было, сигнализация не сработала, и преступник картину прекрасно забрал. Это по принципу «пока рак не свистнет», – теперь уж наш музей оборудован лучшей на юге Украины системой защиты. Но Караваджо нет.
– Но еще до кражи ряд экспертов усомнились в его подлинности…
– Было такое. Но картину регулярно возили на выставки – в Милан, в Мюнхен, в Испанию… И с каждым новым выездом вот этот жирный знак вопроса «подлинник ли?» – начинал истаивать. Наверное, ее в конце концов и стибрили – она стала слишком популярной.
– Но проходили же сведения, что у картины есть двойник в Европе?
– Куратор Дублинской художественной галереи Серджо Бенедетти еще в 80-е годы написал нам письмо, где, ничего особенно не объясняя, попросил вежливо прислать ему фотографию картины. Мы послали. Через полгода Серджо опубликовал статью, в которой сенсационно утверждал, что одесская картина – ерунда, копия, а дублинская – оригинальный шедевр. Но как может серьезный искусствовед на основании плохой советской фотографии делать выводы о подлинности? «Милостивый государь, – написали мы Серджо, – приезжайте в Одессу! Здесь все поймете». Но он не приехал.
– А почему в Дублине такая же картина?
– Это общепринятая практика у великих художников прошлого: удачный сюжет мастер мог повторить. Вспомните: «Пьяного Геркулеса» Рубенс повторил 6 раз! Эти работы друг от друга чуть-чуть отличаются, копировать себя в точности – скучно. И Караваджо делал повторения своих особо удачных, нравящихся заказчикам, полотен.
– С момента пропажи в 2008-м хоть какой-то был намек, куда картина могла деться?
– Мы несколько раз даже обращались – вы сочтете это за жест отчаяния – к экстрасенсам. Один говорил одно, другой – другое, но по одному из мнений ниточка вела в Россию. Мы пытались их информацию отследить, но ничего не принесло результатов.
– И теперь вы ее обнаружили на интернет-аукционе?
– Я не говорил, что «картина была обнаружена на каком-то московском сайте». Но благодаря друзьям музея из Москвы, нам указали такой-то сайт, где мы нашли фотографию картины, которая там называется «Караваджо. Взятие Христа под стражу». Однако я не убежден, что это изображение именно нашей картины. Что можно сказать по плохой фотографии в сети? Я не знаю что это: провокация, проба пера, попытки выяснить конъюнктуру… а может это копия, или фото из нашего альбома? Любой желающий может взять иллюстрацию из альбома и вывесить на сайте: «продаю за 2 млн. долларов!» (начальная цена).
– А какой это сайт?
– Сайт называется prodam kartinu латинскими буквами, там куча еще всяких обозначений, я их не запомнил…
– А вы не пытались связаться с организаторами сайта или тем, кто это вывесил?
– Я прежде всего связался со Службой безопасности Украины. Решил, что так будет корректнее. Но поскольку уж три недели прошло с момента, как я проинформировал СБУ, я посчитал правильным проинформировать и СМИ. Висит ли картина на сайте до сих пор – не знаю. Там, кстати, была ссылка на телефон в Киеве, туда я несколько раз звонил, но безрезультатно. Никто не брал трубку. Я вообще не знаю, как к этому относиться: для первоапрельской шутки рановато.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру