Женственность: в поисках утраченного

Лена Эрнандес: «Легко поддаться общему стремлению быть незаметной»

Лена Эрнандес: «Легко поддаться общему стремлению быть незаметной»

К сожаленью, восьмое марта только раз в году. И этот день – всемирный женский день – уже прошел. А женщины остались – ждать следующего года, чтобы кто-нибудь снова им напомнил, что они женщины. О женственности «МК» решил поговорить с дамой, которая знает об этом все.

Хореограф, танцовщица, автор уникального курса «Женственность фламенко» Лена Эрнандес родилась в Испании. Фламенко, которое она преподает своим разновозрастным ученицам, - настоящее, исконное, не обрусевшее, как будто из самого нутра Испании. В субботу в Доме журналиста на спектакле «Фламенко за кулисами» в постановке Лены Эрнандес очередной курс новичков показал, чему научился за десять занятий. На сцене ученицы Эрнандес сдают условный экзамен. И если сначала дамам выступать страшно и на сцену совсем не хочется, то спустя малое время они только о выступлении и мечтают.

Почему? Потому что вырастает внутри та самая испанская внутренняя гордость, «я – это я». Как говорит сама Лена Эрнандес, настоящая уверенность в себе – спокойная, без восклицательных знаков, а с точкой в конце.

- Лена, когда вы приехали в Россию, вам, наверное, показалось дикостью, что у женщины может не быть женственности, что ее нужно этому учить…

- Мне сейчас еще больше кажется это дикостью. Женщин, которые выросли в Советском союзе, которые не могли себе купить платье по фигуре, не говоря уж о каких-нибудь чулочках, я еще могу понять. При мне стали появляться красивые вещи, которые, как сейчас оказалось, не учат женщин женственности. Казалось раньше, когда они появятся, женщине будет проще. А выяснилось, что это не так. И на занятиях мне приходится убеждать женщин, что им нужны туфли, юбка, и что не стоит носить мужские носки каждый день.

- Ну хорошо, а что же тогда такое женственность? Неуловимое понятие. Вспоминается Блок со своей Вечной женственностью – но идеальный блоковский образ в «упругих шелках» далек от того, как выглядит среднестатистическая работающая москвичка. Тогда – что такое женственность в наше время, сегодня?

- На мой взгляд, женственность – это неизбежная необходимость быть красивой. Можно сказать, женское предназначение – быть красивой, эстетичной, этичной, доброй, способной договориться. Позитивный образ не на уровне бизнес-леди, а на уровне женщины, которая – помимо всего прочего – обязана быть красивой. Когда женщина приходит ко мне танцевать, она не очень понимает, что ей на самом деле нужно. А на самом деле она приходит за той самоидентификацией, которой она лишена в повседневной жизни, потому что совершила ошибку. Эта ошибка нам всем свойственна. Она свою женскую суть отодвинула в пользу карьеры, родительских обязанностей и повседневной рутины.

- Привлекать мужское население, которое будет ее глазами раздевать?

- Не сексапильной. А красивой. А это мы отодвигаем. Танцы помогают максимально раскрыться в этом. На уровне тела ты становишься более мягкой, более женственной, более красивой, и самое главное, наконец реализуется это страшное требование современности, которое советуют все журналы, но никто не расшифровывает, потому что не знает, что это такое: быть собой. А какой – собой? Такой, которая уже расслабилась, не держит вес, не держит спину, отвергла эстетические нормы поведения и необходимость хорошо выглядеть? Быть собой мы уже давно разучились.

- Но ведь женщина рождается женщиной. Наверное, это только в человеческой среде возможно: ведь цветку не придет в голову не быть цветком, и его не нужно учить быть цветком…

- Она, конечно, рождается женщиной. В какой-то момент она испытывает такие тяготы социума, что она уже не помнит, какой бы она могла быть и какой бы она выросла. В 4 или в 6 лет она инстинктивно пыталась находить применение природной женственности – и скорей всего, получала запреты на половое поведение на уровне краски, одежды, движений… Сейчас она уже задавлена каждодневным своим существованием и чаще всего в ней не остается места, чтобы, помимо функций мамы, жены, добытчицы, посудомойки, повара, уборщицы, иметь что-то еще. Это все в активе, а женственность можно держать «на остаточном принципе финансирования», на это никогда нет ни сил, ни времени. И даже известные голливудские актрисы в интервью говорят, что, несмотря на миллионные гонорары и возможность нанять стилистов, поваров, нянь, они отодвигают свои женскую суть. Им это не позволяется только потому, что по своей работы они должны выглядеть хорошо и вести себя соответственно, это входит в правила игры. Но наши работающие дамы и учащаяся молодежь превращается в средний пол. Городская жизнь, наличие культуры унисекс, социум, который на самом деле не предполагает ничего индивидуального. Очень легко поддаться общему стремлению быть незаметной. И заново всплывать к этой эстетике быть женщиной учат танцы.

- А почему тогда, как средство, танцы, а в первую очередь не стилист, не энная сумма на новый гардероб или не путешествие в SPA?

- Во-первых, танцы все это включают. Во-вторых, стилист может сделать лицо, но если после этого человек не сможет одеться красиво, красиво носить свою одежду и красиво двигаться, то он только проиграет. Надо «правильно» носить свое тело. У Фицжеральда есть такая фраза: «…И стильная настолько, что поневоле оглянешься: платье, что ли, на ней такое особенное». Женщина, которая умеет двигаться и чувствовать свою фигуру, чувствует, что ей идет, и выиграет в любой одежде. Потому что человека, который плохо двигается, как ни наряди, его никакое платье не спасет.

- А почему именно испанские танцы?

- Цветаева писала, что испанское женское лицо есть самое классовое лицо. И оказалось, что многие женщины очень удобно чувствуют себя в "испанской женственности". Во фламенко очень много внутренней женской гордости. В Испании люди умеют быть индивидуальными. Это может составлять проблему для страны, но если уж думать, в какой стране выращивать индивидуальность, то это Испания. Это и исторически так, и с точки зрения рельефа местности: в Испании очень много что есть, и горы, и море, и долины… Возможно, это привело к разнообразию видов личности. Но так или иначе, там проще с самоидентификацией. Не было бы проблем и в других танцах выражать себя. Но во фламенко даже неподвижная поза – поза уверенного в себе человека. Для мужчина она очень мужская по статусу, для женщины – очень женская, подчеркивает все женские формы и в то же время она гордая. Это всегда выпрямленная голова, шея, гордый взгляд, никакой суеты. Если встаешь в эту позу и чувствуешь себя неудобно, значит, нужно до нее дорастать. А когда тебе становится в ней удобно, значит, ты уже умеешь правильно молчать. И являть себя обществу хотя бы молча. А потом уже ты начинаешь говорить – телом. Для этого нужна очень большая внутренняя свобода. Она приходит даже позже, чем свобода словесная. Наше тело врать не умеет.

- Прекрасно могу себе представить, что такие слова и такая позиция могут восприниматься в России как бунт. Как агрессия. «Ишь ты, за самоидентификацией пошла - тебе бы щи варить…» Про молодую девушку так, может, и не скажут, но ведь у вас занимаются не только молодые, но и дамы глубоко бальзаковского возраста.

- Если считать агрессией наличие своего мнения, своего образа, всего своего – то фламенко агрессивно. Но на мой взгляд, это не агрессия, а нормальное эмоциональное телесное явление себя мира. Если оно экспрессивно, это не значит, что оно агрессивно. Агрессией в наше время и особенно в этой стране считается любое высказывание своего мнения. Мы настолько привыкли к штампам в мышлении, во вкусах… Даже мода воспринимается здесь странно: все начинают носить одинаковое. Вот, например, несколько лет назад все стали носить пончо. До этого оно было в статусе этно-одежды. Но вдруг в какой-то момент все стали ходить в пончо. Все решаются на новый образ только тогда, когда он уже растиражирован. И тогда это теряет всякий смысл. Фламенко очень индивидуалистично, в нем ничего нельзя делать хором, только от себя. В России, к сожалению, есть слово «отсебятина». А в Испании это называется импровизацией.

Что касается возраста. Я всегда говорю про свои занятия: наличие солидного возраста и веса приветствуется. Это совсем не шутка. Выглядеть хорошо не значит выглядеть молодо. Хотя вся современная эстетика нас толкает к тому, что танцы приемлемы только для молодежи, да еще той, которая способна быстро войти в чужую знаковую систему. Раз – и ты выучил все движения! Неправда. А зачем? Сегодня мне позвонила дама: «Я боюсь вам сказать – мне 54 года!» Да, есть танцы, где возраст и вес строго регламентированы. Но не во фламенко и не в джазе.

- Но ведь это вообще нелегко – танцевать. Мало у тебя дома и на работе всего, так еще и движения надо учить.

- Если трудно учить движения, это не значит, что человек не может научиться красивому движению. Необязательно знать 40 танцев. Есть люди, которые, видя фламенко, проникаются его духом. Этой внутренней гордости нет в других танцах, все народные танцы хоровые и чаще всего имеют в виду радость: гопак, хоровод… Но во фламенко ты можешь не только радоваться, но и огорчаться. И ты можешь импровизировать, не зная заранее рисунка, тебе для этого не нужен никто, только ты сам. В этом смысле фламенко уникально. Личность можно научить говорить телом.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру