“Аватар” в помощь

Щедрая “Ника” еще раз подчеркнула свое первенство

Щедрая “Ника” еще раз подчеркнула свое первенство
Все церемонии одинаково скучны. Кто там идет по красной дорожке… Вчера на вручении “Ники” за кинодостижения-2009 никаких дорожек, по счастью, не было. Театр оперетты едва вместил страждущих, долго рассаживались, громко хлопать не хотели, пока Гусман не прикрикнул: “У нас ощущение праздника, как в морге №7! Работаем для телевидения! Эфир!” Что ж, чем прагматичнее, тем лучше. Это ж совсем будет грустно, если премия станет интереснее, чем само кино…

Народ ломился с шести. Камеры, попрошайки билетиков, куча каких-то длинноногих девиц, ну и киношный люд, впрочем, процентах в 80 мало узнаваемый. Пошла толкучка. Театр оперетты явно мал для столь буйной тусовки. Только фотографов с полсотни — им ж надо ракурс красивый, а не так, чтоб тыкать иной знаменитости в морду из-за тесноты. А знаменитости развлекали себя как могли, по одному, в общем, маршруту: сначала по рюмашке, потом круг почета (с рукопожатиями) в фойе и фирменный испуг. Это когда спиною случайно подходишь к девушке-скульптуре “Ника”, покрытой золотой краской, а та вдруг разводит руками: “Мать честная, да она живая!!!”  

Юлий Гусман (идеолог и постановщик шоу), сразу ж выйдя на сцену, долго убеждал всех быстрее усесться: “Уберите прожектор, не нужен свет в лицо! Девушки (обращение к тем самым, длинноногим), а ну-ка — на свободные места! 30-секундная готовность!” Стас Садальский усаживаться, впрочем, не спешил: весело брал фотик и снимал знакомых.  

— Все 22 года подряд, на прежних “Никах”, я пытался вас как-то заводить, развлекать, — сказал Гусман, — но сегодня…  

Встали. Минута молчания.  

— Голос отдали процентов 70 от всех членов Академии кинематографических искусств, — продолжил Гусман, — простите их, если что. И помните, что “Ника” есть праздник дружбы и солидарности. Искупайте ж аплодисментами тех, кто готовил этот вечер. Нет, не годится! Я от вас не отстану: гости, олигархи, полуолигархи, олигархи лайт, сенаторы! Здесь 1600 человек! Аплодируем Эльдару Рязанову! Андрею Житинкину! Формальные хлопки оставьте для Саакашвили!..  

В общем, раза с пятого народ понял, что от него хотят. Пролог закончился. Алексей Баталов открыл церемонию. На экране пошли кадры из “Аватара”. Люд возбудился: “О! Там главных “Оскаров” не взял, так хоть здесь получит!” Но… увы. Вышел Михаил Ефремов в зеленых 3D-очках, вынул из кармана доклад и зачитал:  

Триумфы технологии везде!
Особенно в культуре, как ни грустно.
Искусство переходит на 3D.
А это, извините, — не искусство!
(Бурные и продолжительные.)
Смущая подростковые умы,
Внедряют Штаты моду сволочную.
Хранители традиций — только мы,
Мы все, как прежде, делаем вручную.

Везде кино зависит от монет,
И лишь Россия мимо пролетает:
Для “аватарских” фильмов денег нет,
для авторских — едва-едва хватает…
Сегодня в чашу не бросают яд,
Не проклинают, морду скосоротив,
А просто ходят в Кремль и говорят:
“Смотрите, я — за вас, а эти — против!”
 

Взрыв аплодисментов, намек понят. Далее пошло как по маслу: вечер вели попеременно Катя Гусева и Лиза Боярская; первую “Нику” за мультики вручил Иосиф Кобзон, спев песенку “Если ясный день — это хорошо, а когда наоборот — плохо!” (Алексей Демин взял за “Очумелова”).  

Затем спецприз получил Олег Дорман за шикарный во всех смыслах телефильм о Лилиане Лунгиной. На что Дорман ответил: “Я рад, что получаю премию, но, знаете, 11 лет меня убеждали, что это совершенно никому не нужный труд! И вот теперь я хочу сказать своей маме, что, может быть, я и шлимазл, но не такой безнадежный!”
 
“Ника” (кстати, тяжеленная статуэтка скульптора Микульского) “За выдающийся вклад” достается Юрию Норштейну, “Перельману русской мультипликации”: “А правительственную премию не пойду получать, я вне этого, — сказал он. — “Союзмультфильм” погибает. Погибает во многом по вине чиновников. Землю вокруг уже три раза продали, наверное, для того чтобы не докопаться до первого, кто этим занимался… А ведь когда-то студия была великой: делала 8 часов фильмов в год. А сегодня не делает и 40 минут!”.  

— Пожалуйста, все выступления — не больше 40 секунд! — просит Гусман.  

…Церемония прерывается: все встают, поминая ушедших, — Янковский, Самохина, Галкин проносятся на экране.  

Лучшим в “неигровом кино” становится Игорь Майборода за “Рерберга и Тарковского. Обратная сторона “Сталкера”. Открытием года таки признали самую скандальную ленту Павла Бардина “Россия 88”. Мудро решили вручить две первые “мужские премии” — и Владимиру Ильину за “Палату №6”, и Олегу Янковскому за “Царя” и “Анну Каренину”. Лучшей картиной стала лента Андрея Хржановского “Полторы комнаты, или Сентиментальное путешествие на родину”; у нее же приз за лучшую режиссуру и сценарий. А Светлану Крючкову признали лучшей актрисой за “Похороните меня за плинтусом”.  

“Второй план” взяли все три актера-номинанта (получив ровно по 139 голосов): Сергей Дрейден, Роман Мадянов и Максим Суханов. Среди женщин — Мария Шукшина все за тот же “Плинтус”.  

Всем хорошо, лишь гардеробщицы негодовали: “Уже поздно, а нас задерживают! Они совсем об людях не думают. Они на машинах — сел да поехал. А мы, как люди, в метро должны спускаться. Кто об людях-то думать будет?..”

Ян СМИРНИЦКИЙ.

Комментарий “МК”:

“Ника” в своем благородном стремлении поддержать сразу всех и каждого чуть не переплюнула достижение “Золотого орла”-2007, давшего сразу дюжину статуэток по одной каждому из актеров фильма Михалкова “12”. Так, в категории “Лучший актер” приз поделили Владимир Ильин и Олег Янковский. Тенденцию к размножению продолжили лауреаты в номинации “Лучшая мужская роль второго плана”, где равнозначные “Ники” оказались сразу у трех актеров за работы в совершенно разных по характеру картинах: Максима Суханова, Сергея Дрейдена и Романа Мадянова. Причем работу Дрейдена с натяжкой можно назвать “вторым планом”. Актеры каждый по отдельности замечательные, но только одновременно три статуэтки тянут в разные стороны саму “Нику”, так и не нашедшую в себе силы определиться: кто же из мастеров больше достоин награды в этом году.  

Еще одну награду поделили Андрей Хржановский и Юрий Арабов. Но на этот раз за один и тот же фильм о Иосифе Бродском — “Полторы комнаты, или Сентиментальное путешествие на родину”. Этот первый для классика анимации Хржановского киноэксперимент при участии Сергея Юрского и Алисы Фрейндлих уже получил немало наград. А вот внимание зрителей к нему в прокате было, напротив, минимальным.

Никита КАРЦЕВ. 

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру