Народ ломился с шести. Камеры, попрошайки билетиков, куча каких-то длинноногих девиц, ну и киношный люд, впрочем, процентах в 80 мало узнаваемый. Пошла толкучка. Театр оперетты явно мал для столь буйной тусовки. Только фотографов с полсотни — им ж надо ракурс красивый, а не так, чтоб тыкать иной знаменитости в морду из-за тесноты. А знаменитости развлекали себя как могли, по одному, в общем, маршруту: сначала по рюмашке, потом круг почета (с рукопожатиями) в фойе и фирменный испуг. Это когда спиною случайно подходишь к девушке-скульптуре “Ника”, покрытой золотой краской, а та вдруг разводит руками: “Мать честная, да она живая!!!”
Юлий Гусман (идеолог и постановщик шоу), сразу ж выйдя на сцену, долго убеждал всех быстрее усесться: “Уберите прожектор, не нужен свет в лицо! Девушки (обращение к тем самым, длинноногим), а ну-ка — на свободные места! 30-секундная готовность!” Стас Садальский усаживаться, впрочем, не спешил: весело брал фотик и снимал знакомых.
— Все 22 года подряд, на прежних “Никах”, я пытался вас как-то заводить, развлекать, — сказал Гусман, — но сегодня…
Встали. Минута молчания.
— Голос отдали процентов 70 от всех членов Академии кинематографических искусств, — продолжил Гусман, — простите их, если что. И помните, что “Ника” есть праздник дружбы и солидарности. Искупайте ж аплодисментами тех, кто готовил этот вечер. Нет, не годится! Я от вас не отстану: гости, олигархи, полуолигархи, олигархи лайт, сенаторы! Здесь 1600 человек! Аплодируем Эльдару Рязанову! Андрею Житинкину! Формальные хлопки оставьте для Саакашвили!..
В общем, раза с пятого народ понял, что от него хотят. Пролог закончился. Алексей Баталов открыл церемонию. На экране пошли кадры из “Аватара”. Люд возбудился: “О! Там главных “Оскаров” не взял, так хоть здесь получит!” Но… увы. Вышел Михаил Ефремов в зеленых 3D-очках, вынул из кармана доклад и зачитал:
Триумфы технологии везде!
Особенно в культуре, как ни грустно.
Искусство переходит на 3D.
А это, извините, — не искусство!
(Бурные и продолжительные.)
Смущая подростковые умы,
Внедряют Штаты моду сволочную.
Хранители традиций — только мы,
Мы все, как прежде, делаем вручную.
Везде кино зависит от монет,
И лишь Россия мимо пролетает:
Для “аватарских” фильмов денег нет,
для авторских — едва-едва хватает…
Сегодня в чашу не бросают яд,
Не проклинают, морду скосоротив,
А просто ходят в Кремль и говорят:
“Смотрите, я — за вас, а эти — против!”
Взрыв аплодисментов, намек понят. Далее пошло как по маслу: вечер вели попеременно Катя Гусева и Лиза Боярская; первую “Нику” за мультики вручил Иосиф Кобзон, спев песенку “Если ясный день — это хорошо, а когда наоборот — плохо!” (Алексей Демин взял за “Очумелова”).
Затем спецприз получил Олег Дорман за шикарный во всех смыслах телефильм о Лилиане Лунгиной. На что Дорман ответил: “Я рад, что получаю премию, но, знаете, 11 лет меня убеждали, что это совершенно никому не нужный труд! И вот теперь я хочу сказать своей маме, что, может быть, я и шлимазл, но не такой безнадежный!”
“Ника” (кстати, тяжеленная статуэтка скульптора Микульского) “За выдающийся вклад” достается Юрию Норштейну, “Перельману русской мультипликации”: “А правительственную премию не пойду получать, я вне этого, — сказал он. — “Союзмультфильм” погибает. Погибает во многом по вине чиновников. Землю вокруг уже три раза продали, наверное, для того чтобы не докопаться до первого, кто этим занимался… А ведь когда-то студия была великой: делала 8 часов фильмов в год. А сегодня не делает и 40 минут!”.
— Пожалуйста, все выступления — не больше 40 секунд! — просит Гусман.
…Церемония прерывается: все встают, поминая ушедших, — Янковский, Самохина, Галкин проносятся на экране.
Лучшим в “неигровом кино” становится Игорь Майборода за “Рерберга и Тарковского. Обратная сторона “Сталкера”. Открытием года таки признали самую скандальную ленту Павла Бардина “Россия 88”. Мудро решили вручить две первые “мужские премии” — и Владимиру Ильину за “Палату №6”, и Олегу Янковскому за “Царя” и “Анну Каренину”. Лучшей картиной стала лента Андрея Хржановского “Полторы комнаты, или Сентиментальное путешествие на родину”; у нее же приз за лучшую режиссуру и сценарий. А Светлану Крючкову признали лучшей актрисой за “Похороните меня за плинтусом”.
“Второй план” взяли все три актера-номинанта (получив ровно по 139 голосов): Сергей Дрейден, Роман Мадянов и Максим Суханов. Среди женщин — Мария Шукшина все за тот же “Плинтус”.
Всем хорошо, лишь гардеробщицы негодовали: “Уже поздно, а нас задерживают! Они совсем об людях не думают. Они на машинах — сел да поехал. А мы, как люди, в метро должны спускаться. Кто об людях-то думать будет?..”
Комментарий “МК”:
“Ника” в своем благородном стремлении поддержать сразу всех и каждого чуть не переплюнула достижение “Золотого орла”-2007, давшего сразу дюжину статуэток по одной каждому из актеров фильма Михалкова “12”. Так, в категории “Лучший актер” приз поделили Владимир Ильин и Олег Янковский. Тенденцию к размножению продолжили лауреаты в номинации “Лучшая мужская роль второго плана”, где равнозначные “Ники” оказались сразу у трех актеров за работы в совершенно разных по характеру картинах: Максима Суханова, Сергея Дрейдена и Романа Мадянова. Причем работу Дрейдена с натяжкой можно назвать “вторым планом”. Актеры каждый по отдельности замечательные, но только одновременно три статуэтки тянут в разные стороны саму “Нику”, так и не нашедшую в себе силы определиться: кто же из мастеров больше достоин награды в этом году.
Еще одну награду поделили Андрей Хржановский и Юрий Арабов. Но на этот раз за один и тот же фильм о Иосифе Бродском — “Полторы комнаты, или Сентиментальное путешествие на родину”. Этот первый для классика анимации Хржановского киноэксперимент при участии Сергея Юрского и Алисы Фрейндлих уже получил немало наград. А вот внимание зрителей к нему в прокате было, напротив, минимальным.