Достоинство Баскова выросло до километра

Отчего Оксана Федорова передумала ехать на “Евровидение”?

Отчего Оксана Федорова передумала ехать на “Евровидение”?
На следующей неделе Николаю Баскову и Оксане Федоровой будет вручен именной приз “Дуэт года” премии ZD Awards’2009 на безальтернативной, так сказать, основе. “ЗД” рассудила так своей властью, даже не мучаясь сомнениями, ибо если тандем любимого ученика великой Монтсеррат Кабалье с Мисс Вселенной, покорившей русской красотой весь мир, не “Дуэт года”, то мы ничего не смыслим в колбасных обрезках. А нам кажется, что очень даже смыслим…

В самый канун Нового года, когда вся московская поп-тусовка и рок-общественность с выпученным глазами суетливо металась из студии в студию на съемках бесконечно-безнадежных “голубых огоньков”, над уютной и ухоженной Барселоной светило безоблачное небо и шла размеренная, но очень веселая жизнь. На одной из ведущих оперных сцен мира, в театре Liceu, Монтсеррат Кабалье давала прощальный “Реквием”. Почти 50 лет оперная дива посвятила этому театру и теперь собралась пропеть последнее “прости”. По вылизанному до паркетного блеска бульвару La Ramblas к изящному козырьку театральной парадной в стиле арт-нуво стекалась праздничная публика — изысканная, хорошо пахнущая, в начищенной обуви и дорогих нарядах, добавляя к яркой уличной иллюминации немного ослепительного блеска бриллиантовых колье, колец, перстней, сережек и цепей. На большой афише перед входом, где крупным шрифтом было выписано имя примадонны, не все и замечали мелкую строчку Nikolay Baskov.

Спустя два часа в зале, где обычно приняты чинные аплодисменты и сдержанно-восторженные возгласы bravo, публика в возбуждении свистела и улюлюкала, как на отвязной поп-вечеринке в Лужниках, требуя “продолжения банкета” и желая слушать на бис “Очи черные” в дуэте Баскова и Кабалье.

На следующий день в оперной колонке крупнейшей газеты La Vanguardia критик умилялся тому, как “русский тенор Николай Басков придумал трюк, как будто он забыл ноты, и долго держал одну высокую ноту, продемонстрировав тем самым свое достоинство — голос длиною в километр”.

Но лично мне было за нашего Баскова даже неловко. Публика вроде собралась чествовать Монтсеррат, легенду и диву, а самые громкие овации достались Баскову — и не только за “Очи черные”, но и когда он сольно пел культовую для каждого испанца сорсуэллу “No Puedre Ser”, и арию “Subir, Subir” из “Луиса Фернанда”, и “Una Lagrima” Доницетти, и, конечно, “Куда, куда” из “Онегина”.

Впрочем, на сцене “Лицеу” Басков не новичок. Его там слушали и с Кабалье, и в постановке “Клеопатры” и всерьез ожидают дальнейшей эволюции “молодого оперного таланта”. О его забавах с поп-музыкой на далекой родине кое-что слышали, но, как о возможной жизни на Марсе, не имеют об этом практически никакого представления. Наверное, к лучшему.

И Басков, несмотря на все советы своего заклятого дружка Киркорова, никогда, например, не поедет на “Евровидение”. “Это сразу крест на моей карьере серьезного певца, — объясняет артист, — в Европе к таким вещам относятся очень серьезно и таких поступков не простят, это станет черной меткой”. Зато, возможно, на “Евросонг” скоро отправится его подружка Оксана Федорова.

Как Басков ни пытается объяснить, кто он есть на самом деле, но здесь “Шарманка” все равно остается живее всех живых, и даже блестящие оперные “сеты”, которыми он надрывался на своем концерте в “Лужниках” в прошлом году, воспринимались как каприз поп-соловья. Соответственно, и дуэты с Кабалье для здешней публики не так ценны и понятны, как обжиманцы с красавицей и умницей Оксаной Федоровой.

“ЗД” попросила без пяти минут обладателей премии ZD Awards’2009 “Дуэт года” поделится сегодня с читателями самоощущениями:

Николая Баскова прорвало на эмоциональный монолог, который даже было жалко прерывать вопросами:

— Я профессиональный певец. Если у нас артисты просто поют, то я владею голосом. У меня и форте, и легато, и пиано, и ферматы, и кантилена, и красивая лирика. Классика всегда актуальна. Это делать никогда не поздно. Скоро выйдет мой первый оперный альбом, и я этим очень счастлив. Я продолжаю работать над голосом, продолжаю заниматься с Монтсеррат Кабалье и в перспективе иду к чему-то большому, высокому и широкому. То, чем я занимаюсь в популярной музыке, не назовешь каким-то определенным стилем. Нельзя, например, сказать, что я кроссовер — это когда современная музыка поется оперным голосом. Но я так никогда не пел и не собираюсь. Эстраду я пою не по-оперному, а по-эстрадному, используя совсем другие вокальные приемы, и в этом жанре тоже добился некоторых успехов, стал звездой в нашей стране. Для меня все эти “Шарманки”, эти легкие песни — всего лишь игра, которая, однако, приносит огромное удовольствие. Я делаю это шутя. А остальные относятся к этому серьезно — Киркоров, например, Билан, Лазарев. Они как раз оставляют свой след в искусстве именно как эстрадные певцы. Я тоже оставляю определенный след. Все-таки уже десять лет на сцене. Но параллельно с этим есть высшая суть, к которой я иду. Это опера, это постановки, в которых я уже принимал участие, а в других собираюсь принять, это будущие планы, и они не связаны с поисками очередного хита. Хиты и так найдутся. Я же хочу петь Германа, я хочу петь Отелло. Я встретил Кабалье в своей жизни. Редко кому может так повезти. Это знакомство, огромная, титаническая работа, которую мы проделали за эти годы, определили главный вектор в моей творческой эволюции, в будущих планах. Если раньше все волновались и переживали, сколько денег за это заплачено, то, по-моему, сейчас эти вопросы уже отпали. В Испании и так все знают, что в любимые ученики к Кабалье попасть за деньги невозможно. А я у нее — любимый ученик. Ты сам знаешь, как она ко мне относится, всегда говорит, что она моя вокальная мама. И то, что ты видел в “Лицеу”, — показательный пример. Не в смысле, что я хвастаюсь — мол, смотри, как меня принимали, — а в плане специфики жанра.  Человека почти никто не знает, никто не видел, человек просто выходит петь в концерте, который посвящен великой оперной диве, ни тебе микрофонов, ни перьев, ни балета, ни спецэффектов. Просто — я и голос. И публика придирчиво оценивает исполнение, а потом долго аплодирует. Вовсе не из вежливости. Из вежливости они, может, принимали Кабалье — потому что она легенда, они икона, она в возрасте, она давала прощальный “Реквием”, и она вписана золотыми буквами в историю музыки и этого зала. Публика, которая ходит на классику, особенно в Европе, весьма специфическая и крайне привередливая. Они очень серьезно относятся к опере и даже когда на звезд идут, во все придирчиво вслушиваются, специально ждут, когда, кто и как промахнется, и потом все это долго, дотошно и смачно муссируют. Могут и освистать, и искупать в овации. Иметь успех у такой публики не только большой почет, но и большой труд.

Тем временем Оксана Федорова в качестве “крестной мамы” и ведущей национального отборочного тура вновь напутствовала на “Евровидение” посланца России. В прошлый раз ее напутствия принесли удачу Диме Билану, ныне она благословляла Петра Налича, а нам призналась, что теперь, когда запела сама, тоже была бы не прочь оказаться в соискателях на евроудачу.

— Мне показалось, что в этом году конкурс был очень напряженным. Если в прошлый раз, когда я вела национальный отбор, основная интрига была понятна сразу, она разворачивалась между Биланом, Лазаревым и Панайотовым, то сейчас до последнего момента все терялись в догадках и не могли ничего предсказать. К Наличу и его коллективу душа, конечно, лежит, они классные музыканты в принципе. У них романтическая песня, и, мне кажется, ребятам не помешало бы чуть больше драйва, экзальтации.  “Бурановские бабушки” тоже были хороши, они напомнили мне Рыбака своей простотой и народностью. Я считала, что в этом году на “Евровидении” должно быть либо что-то очень креативное, эпатажное, либо что-то абсолютно бесспорное с точки зрения профессионализма, харизматичное, а получился третий вариант, неожиданный, но интересный. Честно сказать, я сама хотела (поучаствовать в конкурсе). У меня даже была песня. О-очень хорошая! На английском языке. Написал мой композитор, немец. Мы тогда снимали с Колей “Голубой огонек”, и он говорит: “Суперпесня, прямо для “Евровидения”!” Но потом я поразмышляла и решила, что, наверное, пока воздержусь. Все-таки на “Евровидении” надо показывать что-то необычное...

Здесь, конечно, “ЗД” возмутилась — куда же необычнее, если не Мисс Вселенная — на сцене “Евросонга”?! После олимпийского чемпиона Плющенко с Биланом это стало бы для России трендовой фишкой. “Кажется, ты лишила нашу страну победы своей нерешительностью, — грозно объявили мы Оксане. — Позор тебе!”

— Ха-ха-ха! — рассмеялась красавица и согласилась: — Позор, позор! Знаешь, я и на “Мисс Вселенную”, кстати, попала не с первого раза. Поначалу я отказалась из-за вступительных экзаменов в аспирантуру. Так что, возможно, все еще впереди…

А пока впереди — ZD AWARDS 15 апреля в Лужниках.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру