Некоторое время назад громкая премьера состоялась в Екатеринбурге, где, собственно, и служит директором одного из лучших в России цирков народный артист Марчевский. Для него нынче жаркая пора — бесконечные репетиции перед столичным показом. А публика… взыскательней не придумаешь: ветераны да дети. Вот где реальная встреча поколений. И в каких декорациях… ведь на арену выйдут лучшие артисты Росгосцирка (числом свыше ста человек)!
— Рассказать трудно, — делится с “МК” своими задумками режиссер, — могу одно сказать: это единственный на сегодня цирковой спектакль о войне такого… проникновенного действия. Люди со слезами встают, аплодируют. Благодарят. Старики, думаете? Нет — молодежь, по 22 года! “Другими глазами своих дедов увидели”.
…Талант Марчевского позволил связать на арене балет, вокал, документальное кино и театр, все жанры. Но сделано это мастерски, в меру, что делает его работу — мало уместное здесь слово — очень стильной, точной. Арена затянута защитной сеткой, труппа — в гимнастерках, ни одной блестки! Постоянная перекличка с экраном. Однажды в Екатеринбурге даже женщина прибежала: “Мы у вас в хронике папу увидели! Пожалуйста, дайте нам, а то ведь ни одной фотографии!”
— Или такой эпизод — “Сон медсестры”, — продолжает Анатолий Павлович, — закончился бой, привал. Бойцы отдыхают. Уставшие. Раненые. Рассаживаются. Кто-то письмо читает. Кто-то на гармошке играет. Тут же и медсестра прикорнула. И снится ей сон такой: будто она в лучах софитов выходит из-под купола цирка…
Она-то ведь взаправду в прошлом — актриса! Музыка звучит из старого фильма “Цирк”: опускается луна. Наша медсестра в бушлате, в кирзовых сапогах подходит к луне, трогает ее, не веря (“сон ли это?”), садится. Бушлат слетает прочь, она — в сияющем костюме под великолепную песню о Родине крутит в воздухе виртуозные сальто!
— Под конец слетает с трапеции вниз, стоит в лучах прожекторов, смотрит на луну, свет на миг гаснет, зажигается снова — она опять в бушлате, в сапогах… Но теперь расцветает. Понимает, за что борется. Верит в то, что вернется.
Или вдруг на сцене — настоящая “полуторка” 1933 года выпуска. В кузове — агитбригада цирковых приехала к бойцам на полянку. По бортам — “За Родину! За Сталина!”. Борта грохают, раскрываются: выпрыгивают клоуны, обезьянки, переодетые фашистами…
— И все это на юморе! На боевом духе! — чеканит слог Марчевский. — Только так! Это не то что там — бой, ранения, боль… Наоборот, торжество Победы, торжество патриотизма советского человека. Приходите!
— А вы были знакомы с циркачами, прошедшими войну?
— Ну конечно. Да все то поколение воевало, кого ни возьми. Вон, знаменитый артист Лев Осинский потерял на войне руку и все равно сделал эквилибр на одной руке, а на другой — протез стоял. А Волжанские, а Николай Шульгин, а знаменитые джигиты из Цирка на Цветном, прямо с манежа ушедшие на фронт? А Никулин?.. На каждом цирке мемориальные доски висят. Вот и у нас — будто оживает памятник, звучит песня “Нам кажется порою, что солдаты…” — но слова другие:
Нам кажется порою, что за нами,
Среди живых цветов и тишины,
Торжественно равняются на знамя
Артисты, не пришедшие с войны.
— Цирк в любом случае экстремален. Это и без войны адреналин. Люди сидят, ловят каждое твое движение. А тут, на “Салюте Победы”, все это преумножается многократно.
Спешите, это всего одна неделя — с 29 апреля по 5 мая. Потом цирк уедет. Оставив добрую память о себе и великую память о Победе.