Вербер устроил человечник

Культовый писатель вышел на российскую сцену

Культовый писатель вышел на российскую сцену
Французский писатель Бернар Вербер, о котором все его российские поклонницы говорят: “он такой душка”, в очередной раз приехал в Москву — но уже не по делам прозы, а по делам театра. Он посетил спектакль по его пьесе “Наши друзья человеки” в ЦДКЖ. И что выяснилось! Вербер оказался потрясающим драматургом.

Месье Вербер появился в театре, как полагается приличным людям, заранее. Но первое, что он сделал, — это, улыбаясь, уселся прямо на рояль в холле ДК железнодорожников, ровно рядом с табличкой “Ставить вещи на рояль строго воспрещается”. Ни рояль, ни администрацию ЦДКЖ Вербер обидеть не хотел — он просто русского не знает. Нарушение порядка всемирно известному писателю, естественно, простили.  

Перед спектаклем автора вызвали на сцену, и оказалось, что милейший душка Бернар Вербер на сцене чувствует себя страшно неловко, выглядит мешковато, как-то сгибает спину и смущенно улыбается. Впрочем, от этого “незвездного” поведения зрители полюбили Вербера еще больше. И не зря! Если прозу Вербера (“Империя ангелов”, “Муравьи” и др.) любят интеллектуалы и логики, любящие унестись мысленно в миры хоть и иные, но подвластные разуму, то в драматургии Вербер оказался профессионалом, знающим, когда держать напряжение, когда можно добавить слегка пошленького юмора, когда у зрителей задрожат коленки… К тому же он воспользовался излюбленным приемом театра абсурда: два человека в замкнутом пространстве.  

Совершенно случайно в стеклянной клетке, выйти из которой нельзя — током бьется, оказались мужчина и женщина. Мужчина (Дмитрий Марьянов) — типичный ученый, с животиком, лысый, дважды разведен, “я верю в то, что я вижу”. Женщина (Елена Ксенофонтова) — обычная глупая красотка, мечтающая о принце, “Феррари” и чтобы ее показали по ТВ. Как они сюда попали, почему над потолком клетки за ними наблюдает двухметрового размера глаз — они пытаются решить эти вопросы до тех пор, пока вдруг не включается экран с видео. Там показывают, что в Пакистане взорвали атомную бомбу, Земли больше нет, их — как последних — забрали инопланетяне и устроили в этаком аквариуме “человечник” — кормят, поят и наблюдают за ними. Чтобы род земной продолжился, они должны переспать — но как, если дамочка орет: “Не приближайся ко мне, ты не принц”? Актеры два часа находятся на сцене и ни на секунду не отпускают зал, заставляя то хохотать, то вздрагивать.  

После бурных аплодисментов Бернар Вербер пообщался с “МК”.  

— Мне очень понравился спектакль! Два актера просто замечательны. В нем много инноваций, которых нет в источнике. Я как автор не обижаюсь: текст должен был живым. К тому же все музыкальное сопровождение каждый режиссер делает по-своему. Главное — сохранить дух пьесы. Я пытался применять типичные правила театра, не характерные для романа. Самое сложное — что нельзя использовать принцип открывающихся-закрывающихся дверей: я играл с правилом единства места. Чтобы сохранить энергию, надо было, чтобы событийность постепенно нарастала: пища, падающая сверху, удары током, появление воды, кровати, видео — все это позволяло сохранить ритм, хотя они замкнуты в стеклянном кубе.  

— Вы себя называете писателем-фантастом?  

— Нет. Я называю себя “я”. Для меня нет жанров. Есть хорошие и плохие книги. Проблема жанра — ограниченность. Те, кто любит истории о любви, не читают фантастику, и наоборот. Но качество может быть и там, и там.  

— В вашей новой книге “Рай на заказ” все рассказы исходят из идеи “а что, если…”. Ощущение, что всей вашей жизнью и творчеством руководит любопытство.  

— Да! Меня интересует все. Я стараюсь узнать как можно больше, путешествовать, чтобы больше увидеть. Чтобы заинтересовать людей, нужно интересоваться самому.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру