В Монпелье открывается престижный конкурс дирижеров им. Светланова

Россию представит великолепная троица из Гайсина, Леонтьева и Скрылевой

Россию представит великолепная троица из Гайсина, Леонтьева и Скрылевой
Маэстро Светланов
Итак, свершилось: на юге Франции, в старинном академическом городе Монпелье начинается дирижерское священнодействие: 18 избранников судьбы (из 350-ти приславших заявки) с 10-го по 15 мая покажут класс, выходя попеременно с палочками и без пред Национальным оркестром Монпелье. Вперед!

…Дирижерский конкурс – это, пожалуй, самая изысканная музыкальная процедура, если подобные слова уместны. «Соревнуются», по сути, состоявшиеся маэстро; каждый из них, в любом случае, уже нашел себя; и вот что интересно – получим ли мы лет через n-сколько значительное омоложение дирижерских кадров? Почему гендиректор крупного, скажем, алюминиевого гиганта может быть 29 лет от роду, а дирижер оркестра не может быть 26-летним, – как один из российских участников конкурса Илья Гайсин, ассистент и ученик Полянского?
Во второй половине XX века специалисты всё большее внимание уделяли психологии дирижеров (равно как и психологии оркестрантов). Так, Герман Дехант в своей монографии обращает внимание на различное социальное происхождение музыкантов, родившихся на рубеже 80-90-х годов XIX века и родившихся после 1940 года.

«Первые происходили из мелкобуржуазной среды (купцов, служащих, ремесленников), начинали путь к музыке, имея за плечами восьмилетнее общее образование. Для вторых подобная ситуация почти нехарактерна: нынешние студенты имеют, как правило, хотя бы одного родителя с высшим образованием (врача, адвоката, педагога), учатся в музыкальном вузе после полной средней школы…». Какое же социо-психологическое лицо дирижера сегодня?

Сегодня «психологическая оболочка» дирижерства состоит из множества нюансов, о которых, возможно, прежде и не знали. Особенно, что касается нашей страны. Ведь не под оркестр, а, зачастую, под фигуру его лидера, худрука у нас, например, выделяют деньги. И часто у нас можно быть хозяином, только собственноручно набрав оркестр. А так – вакансии заняты. Лишь за пульт некоторых, иной раз не очень заметных, вас может назначить министр, предварительно со скандалом сняв прежнего главного… Вот и вопрос: кого мы готовим? «Второго дирижера» под знаменитого первого, молодую смену под конкретный оркестр? Или свободного художника, который, однако, в большей степени раскроется за пределами родины?

Поменялась психология и самих музыкантов; для каждого второго солиста сегодня абсолютная норма – мечтать не только о предстоящем будущем дирижерстве, но и о собственном оркестре. Конечно, большая часть этих мечтаний так мечтаниями и останется. Но они есть, и от них не отмахнуться.

Об этом, увы, заходит речь в первую очередь, а не о тайнах дирижерской техники в обнимку с личностными особенностями. Хотелось бы жить в «золотой век», когда в публике и среди критики рьяно обсуждалась дирижерская метода того же Тосканини: «Прежде всего, он, Тосканини, по обыкновению, бескомпромиссно настраивал оркестр на свою исполнительскую трактовку. Буквально над несколькими начальными тактами работал до тех пор, пока не добивался абсолютного совпадения, после чего требовал непременного перенесения достигнутого на всю композицию. Такая мера психологического воздействия вынуждала исполнителей постоянно контролировать свое соответствие представлениям дирижера. Тосканини пытался вложить в свои жесты максимум выразительности («говорящих» дирижеров он презирал). Если это не удавалось, он пропевал пассаж, который следовало исправить», – писал в своей монографии Х. Таубман.

Увы, сегодня сложно рассчитывать, чтобы на автобусной остановке народ рьяно оценивал ту или иную дирижерскую практику…

Как бы то ни было, наши ребята горят желанием, они сильны, пытливы, и надеются, что их порыв будет оценен. Итак, Илье Гайсину – лауреату шести международных скрипичных конкурсов – 26 лет. Два года назад он был удостоен премии Геннадия Рождественского (по окончании дирижерского факультета МГК). Гайсин работал главным приглашенным Филармонического оркестра Кисловодска и главным дирижером камерного оркестра «Амадеус». Нынче он – ассистент Валерия Полянского, соответственно, в его академической Капелле. Уже создал свой оркестр DSCH (названный в честь Дмитрия Шостаковича).

Петербуржцу Михаилу Леонтьеву – 27 (ученик Владислава Чернушенко). Ныне – дирижер Симфонического оркестра Государственной капеллы Санкт-Петербурга.

Анна Скрылева (34) – известная пианистка и дирижер. Училась в Московской консерватории, в Университете искусств в Берлине. С 1999 года живет в Германии; работает в Гамбургской Штаатсопер. В 2006-м создала камерный оркестр Euronova, выступала с ним по городам Германии.

Как видите, пока свой оркестр не создашь…

Мы же, однако, имеем неделю для наслаждения великой музыкой под сенью великого имени маэстро Светланова, и так будет продолжаться в Монпелье каждые три года.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру