Княжеский прибор

Шедевры Юсупова покажут на блюдах

22.06.2010 в 20:12, просмотров: 3180
Тонкие, прозрачные чашки, затейливо расписанные блюда, целые картины на вазах — от подобной красоты сложно оторвать взгляд. Выставка “Фарфор Юсупова. Фаянс Ламбера. Изделия фарфоро-фаянсового завода в “Архангельском”. 1818—1839” проходит в подмосковной усадьбе. Более 270 предметов расположились в комнатах Конторского флигеля.
Княжеский прибор
Автор фото: Юлия Гончарова.

Юсуповский фарфор с XIX столетия пользуется большим вниманием знатоков и коллекционеров, считается большой редкостью. В отличие от него фаянсовая посуда усадебной фабрики менее известна, но не менее привлекательна. Многие тарелки и предметы сервизов интересны и тем, что на них запечатлены миниатюрные повторения шедевров живописи из собрания Юсупова.


В архивных документах предприятие князя Юсупова в Архангельском в различные периоды называли по-разному по мере развития производства: живописное или фарфоровое заведение, фарфоровый завод, фарфоровая и фаянсовая фабрика. Ранние опыты росписи фарфора (1818—1821) сменил период расцвета предприятия (1822—1831), которое продолжало работать в качестве художественной мастерской по росписи привозных фарфоровых форм (белья), а с 1823 года также и форм, изготовленных в Архангельском. С 1827 года работа проходила в специально построенном и оснащенном здании фарфорового завода. В конце 1820-х годов параллельно с фарфоровыми изделиями завод начал производство фаянса. Фарфоровое заведение прекратило свое существование в 1831 году, тогда как фаянсовый завод работал до 1839 года.


Привлекательны чашки, украшенные медальонами с изображениями девушек с картин Ротари, а также “Сервиз с бусами”, на предметах которого можно видеть миниатюрные повторения полотен французских художников Бонне, Греза, Леду, Виже-Лебрена.


Наиболее известна серия тарелок фарфорового заведения Юсупова, создававшаяся в 1824—1827 годах: серия “Розы”. Десертные тарелки с цветами, рисунки которых брались из архангельской библиотеки, из атласов французского ботаника и художника П.-Ж.Редуте, запечатлевшего более 160 сортов роз из знаменитого сада Жозефины Богарне в Мальмезоне. “Ботанический рисунок” был значительным явлением не только для науки, но и для искусства и культуры конца XVIII — первой трети XX века. Подобные изображения и на бумаге, и на фарфоре преподносились в подарок, коллекционировались, что ставило их в один ряд с другими произведениями искусства.


Завод Юсупова—Ламбера в Архангельском, так и не сумевший наладить коммерческий выпуск фарфора, стал производить фаянсовую посуду — чайные и столовые сервизы, солонки, компотьеры, вазы, подсвечники, чернильницы, а также садовые кашпо и различные санитарно-гигиенические изделия. Это был уже фаянсовый завод Августа Филиппа Ламбера.


Мастера фабрики владели разными способами декора фаянсовой посуды: рельеф, роспись, печать. В начале 1830-х годов были выполнены тарелки с печатным портретом княжны Е.Б.Юсуповой, в замужестве герцогини Курляндской.