Платонов — вид недуга

На Чеховском фестивале испанцы поставили России точный диагноз

“В Москву, в Москву!” — под таким лозунгом в столицу приехал Мадридский центр драматического искусства и привез раннюю пьесу Чехова “Безотцовщина” под названием “Платонов”. 17-летний Антон Чехов в своем первом драматургическом произведении поставил страшный диагноз, которым до сих пор страдает Россия.
На Чеховском фестивале испанцы поставили России точный диагноз

“Платонова” поставил Херардо Вера, сценограф по образованию. Приоритеты видны сразу — оформление стильное, хотя и минималистическое: по заднику и полотнам, спустившимся по краям на сцену, дрожит лес — страшный и черный. Тонет не то в воде, не то в тумане. Не хватает разве что болотных испарений. Пугающую тишину разрывает стук колес на скорости мчащегося поезда.


Тут же выходят мужчины и женщины и энергично, темпераментно на протяжении двух с половиной часов без антракта играют мелодраматические страсти. В их центре учитель Платонов (плотный, чуть рыхловатый), мающийся неизвестно от какой болезни. Ясно, что от душевной. Налево и направо раздает гадости, сам при этом идеалом не является. Женщины, как это часто у Чехова, бьются за него, одновременно пытаясь спасти его же от падения или самого себя. Мужчины женщин (отцы, братья, любовники) также вовлечены в эту безнадежно-спасательную кампанию.


Горячий темперамент испанских артистов, как ни странно, весьма подошел к Чехову.


— А ведь это мелодрама, — говорит крупнейший чеховед Алевтина Кузичева. — Не надо забывать, что Чехов написал “Безотцовщину”, когда ему было всего семнадцать и он находился под влиянием русской мелодрамы. Понятно, что вся последующая его драматургия вышла из “Безотцовщины”. Она для Чехова была как озарение.


Текст испанские артисты сохранили почти полностью, так же как и героев, собранных в усадьбе генеральши в большом количестве. Мизансцены достаточно просты — энергично разведены на диалоги, мучительная страсть которых к финалу доводит до исступления и героев, и зрителей, их наблюдавших. Какие же неприятные мужчины выведены Чеховым в ранней, да и в последующих пьесах. Почему?


— Когда я смотрела “Платонова”, я размышляла, — продолжает Алевтина Кузичева. — У Чехова все мужчины действительно очень слабые. Они не мужчины. И какой житейский опыт подвел 17-летнего юношу к написанию такого образа? С одной стороны, это могла быть мелодрама, которую юный Чехов смотрел в таганрогском театре, а с другой — житейский опыт. В это время он был совершенно один в Таганроге, а весь в долгах отец бежал в Москву, бросив на Антона все имущество и хозяйство. Дядя его был человек хороший, но слабый. Братья один слабее другого. Даже помещик Киселев, в поместье к которому Антон Чехов приехал первым, оказался абсолютный размазня, вылитый Гаев из “Вишневого сада”.


И вот слабый Платонов в сильном и интересном исполнении звезды испанского театра Пере Аркильюе. Он играет не цепь событий своей несчастной жизни, а энергию саморазрушения. На вопрос: “Что болит?” — отвечает: “Платонов болит”. И замечательные женские образы, выведенные испанцами на русской сцене. Особенно Кармен Мачи, исполняющая роль несчастной жены Платонова.